Лекция 2. Человек свободный и ответственный

Человек свободный и ответственный

индивиды, покинувшие деревню, оказались атомизиро-ваны, распылены в больших городах, где больше не на кого было положиться. Люди приобрели свободу самим решать свою судьбу. Над ними больше не было ни тра­диции, ни сеньоров, отдающих приказы, но в то же са­мое время они оказались беззащитны перед новой, пол­ной соревновательности, жизнью. Им стала принадле­жать не только свобода, но и ответственность за собствен­ные победы и поражения, взлеты и падения. Теперь не с кого спросить и не на кого опереться, кроме самого себя.

Этот груз — полнота ответственности за собственную жизнь и жизнь своих близких — становится с Нового вре­мени непременным атрибутом технизированного и урба­низированного мира. И Фромм показывает, как по сей день многие люди не выдерживают этого груза, старают­ся уклониться от него, хотя далеко не всегда отдают себе в этом отчет.

Фромм выделяет целый ряд психологических механиз­мов, позволяющих избавиться и от факта собственной сво­боды, и от ответственности за происходящее. Эти меха­низмы действуют как в личных отношениях, так и в со­циальных. Первый механизм бегства от свободы — охот­ное подчинение тоталитарным режимам. Люди хотят иметь сильного вождя, самовластного фюрера, который способен и приказать, и взять на себя ответственность за все происходящее. Рядовому человеку остается скром­ная, но удобная роль боевой единицы, которая радостно подчиняется, дает манипулировать собой, но при этом ни за что и не отвечает. В ситуации благополучия власть и обеспечит работой, и защитит тех, кто ей верен. В случае военного или экономического провала виновата будет тоже власть, в то время как «рядовой-передовой» чист перед собой и перед другими, ибо ни на что не вли­ял, не участвовал в судьбоносном выборе...

Второй механизм социального уклонения от личной ответственности Фромм называет автоматизирующим кон-


формизмом. Это некритическое принятие нами обществен­ного мнения, которое переживается как свое. Установки, почерпнутые из радио- и телепередач, газет, из родитель­ских внушений, из разговоров друзей или соседей, лич­ность воспринимает как свои собственные, не задумыва­ясь над ними. Таким образом, человек оказывается про­сто марионеткой в руках порой анонимных кукловодов, он довольствуется арсеналом штампов, за которые, разу­меется, не отвечает, поскольку просто позаимствовал их извне. Он ничего не выбирал, он думает и поступает как все. И если его взгляды обнаружат себя как жестокие, несправедливые, даже абсурдные, он просто может ска­зать: «Но все же так думали! При чем тут я? Я — как дру­гие...» Поскольку автоматизирующий конформизм связан с бессознательной установкой на некритическое приня­тие чужих мнений, Фромм советует своим читателям вре­мя от времени проверять себя на самостоятельность мыш­ления. Для этого, считает он, надо всякий раз подумать, как именно вы пришли к мнению, в котором убеждены. Если вы пришли к нему путем собственного размышле­ния, переживания, опыта, то это мнение лично ваше и вы способны мыслить и действовать как свободный и ответ­ственный человек. Если же оно было без всякого анализа получено из чужих рук, обратите на это внимание и поста­райтесь обрести собственную позицию.

Для Э. Фромма свобода и ответственность — един­ственно достойный способ человеческого бытия.

4. Перед кем ответствен человек? За что ответствен человек?

Вопросы эти не так просты, как кажутся на первый взгляд. Представители разных направлений духовной жиз­ни отвечают на них по-разному, так же как и авторы, придерживающиеся различных позиций.

Рассмотрим ответы на вопрос: перед кем ответствен человек?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: