Лекция 2. Человек свободный и ответственный

Человек свободный и ответственный

ными. Великие святые и аскеты более всего корили са­мих себя не за деяния, а за мысли, за греховные чувства и образы, возникавшие в их воображении. Тело, творя­щее дела, смертно, а душа вечна, от того, какие она не­сет в себе переживания и думы, зависит и то бесконеч­ное будущее, которое ей предстоит. Именно душевный и духовный строй — самое важное в человеке, и инди­вид, обладающий свободой воли, сам определяет, на ка­кой лад настроить свой внутренний мир — на божествен­ный или на бесовский, дьявольский. Именно душа чело­века — то поле, на котором сражаются Господь и враг рода человеческого, и победа одного из них зависит в том чис­ле от человека. Мы в ответе перед Творцом за свою внут­реннюю чистоту, за свободу от эгоизма и гордыни.

Тема ответственности за мысли и чувства ярко пред­ставлена в эзотерическо-оккультной литературе. По ок­культным представлениям, ментальный план (уровень мышления) и астральный план (уровень чувств) являют­ся определяющими, причинными по отношению ко все­му физическому миру, поэтому ответственны мы прежде всего за них. Все практические дела повседневной эмпи­рии — не более чем следствия мышления и пережива­ния. Когда духовная монада, составляющая ядро лично­сти, развоплощается, переходит в посмертные тонкие миры, тело исчезает, но все чувства и мысли остаются. Если это благие мысли, человек попадает в личностный рай, созданный им самим. Если это зависть, похоть, ненависть, то создается ад, где душа умершего общается с безобразными монстрами — собственными страстями. Более того, вибрации эмоций и мыслей в новом вопло­щении притягивают человека в соответствующую среду, и он рождается либо в хорошей и благополучной семье, либо среди разбойников и бродяг.

В религиозной и эзотерической литературе мы можем прочитать, что ответственны не просто за мысли, но за каждую свою мысль, за всякое случайно промелькнув­шее переживание, которое может сыграть в нашей судьбе


поистине роковую роль. Так, в последние годы вышел целый ряд книг С. Н. Лазарева «Диагностика кармы», повергший довольно многих людей буквально в истери­ку. В книгах этих идет речь о том, что всякая негативная эмоция и мысль производит мощные энерго-информаци-онные изменения, которые камнем ложатся не только на вашу судьбу, но и на судьбу ваших детей. Даже ситуатив­ное сильное чувство, которое пришло и ушло, может со­здать такую информационную матрицу, которая погубит здоровье и благополучие целых поколений. Не уследишь за собой — беда. Взвесьте, какова при этом ответствен­ность за каждое промелькнувшее чувство! Да и в силах ли человек (который, как известно, никогда не бывает пол­ностью рефлексивен, до конца самоотчетен) фиксиро­вать любое движение собственной души? Многие прочи­тавшие книги Лазарева стали просто бояться самих себя, получили «невроз ответственности», который, разумеет­ся, ничего доброго принести не может.

Видимо, истина состоит в том, что отвечаем мы не за отдельную скверную мысль (у кого не бывает дурного на­строения?), а за целостность нашего мышления, за ос­новной строй своих чувств и переживаний. Здесь чело­век действительно вполне властен над собой. Можно по­пустительствовать злым мыслям, разжигать в себе дурные страсти, лелеять их. А можно, напротив, культивировать доброжелательство, спокойствие, позитивное отношение к действительности. Это и будет поистине ответствен­ным отношением к своему сознанию. Со скверными мыслями тогда даже не придется бороться (тот, кто с чем-то борется, всегда оказывается в объятиях противника!). Для них просто не останется места.

С какой бы позиции ни смотреть — светской или рели­гиозной — мысли и чувства, несомненно, определяют ли­нию поведения, и поэтому моральная ответственность шире юридической: мы отвечаем за целостность собственной лич­ности в единстве ее душевной и поведенческой стороны.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: