Честность и справедливость. Бывают люди, которые очень любят «резать правду-матку», попирая при этом чужое достоинство, унижая со­беседника

Ложь и обман

Лекция 4

Бывают люди, которые очень любят «резать правду-матку», попирая при этом чужое достоинство, унижая со­беседника, мрачно сгущая обстоятельства и выставляя на первый план свое превосходство. Однако в этом случае речь идет не о правде, а только о злостном самоутвержде­нии под флагом правды. Бедная, бедная правда, какие только пороки не рядятся в ее одежды! Видимо, о правде в подлинном смысле слова речь может идти только тогда, когда мы сообщаем об обстоятельствах максимально объек­тивно,, даем самый широкий веер возможных следствий из наличной ситуации, поддерживаем уверенность и дос­тоинство другого, какую бы правду мы ему ни говорили.

Глубоко правы философы Востока, которые считают, что правда всегда должна быть подана в достаточно прият­ной вежливой форме, в противном же случае она из прав­ды превращается в «кривду», а то и в откровенную ложь.

Противоборство правды и лжи — постоянная состав­ляющая нашей повседневной жизни. Если бы на свете существовала.только правда — только открытые, чест­ные, прозрачные отношения, лишенные эгоизма и свое­корыстия, мир стал бы раем. Собственно, так и описы­вается в эзотерической литературе общение светлых ду­хов на высших уровнях бытия: это такой контакт, при котором обман невозможен, ибо духи прозрачны и их мысли и чувства светятся, ничем не скрытые и не зату­маненные. Да обман здесь и ни к чему — между духами нет борьбы за блага, которых может кому-то не хватить, а божественная милость не убывает по мере ее принятия, а лишь увеличивается.

Но земная жизнь материальна, мысли и стремления скрыты здесь за оболочкой тела, заключены в непрони­цаемую черепную коробку, и узнать что-либо о них мы можем только косвенно, по словам и поступкам. К тому же в обыденной жизни мы все являемся «точками зре-


ния», в результате чего наши интересы способны расхо­диться с интересами других людей, а то и в корне проти­востоять им. Поэтому обман оказывается вполне возмо­жен, а нередко практически выгоден и удобен.

Наше несовершенное бытие поистине пронизано ложью и обманом. Люди обманывают друг друга в личном обще­нии, стараясь получить при этом искомые блага и выгоды, они мошенничают в торговле, лгут в рекламе, блефуют и умалчивают в средствах массовой информации, хитрят и ловчат в политике, обкрадывают друг друга во всех сферах жизни, используя в качестве орудия вранье; они халтурят на производстве и порождают при помощи идеологии за­ведомо пустые иллюзии у тысяч воспринимающих. Суще­ствуют профессии, построенные целиком на искусстве лжи. Люди лгут другим и самим себе, лгут злостно и добродетельно, вымысливают от скуки, заливают потока­ми лжи прошлое, настоящее и будущее. Иногда даже теря­ются, запутавшись: где же правда, а где ложь? И, что важ­но, речь идет не об иллюзиях, которые рождаются сами собой, без нашего вмешательства, не об объективных ви-димостях вроде той, что земля плоская, в то время как она шар, речь идет о преднамеренном искажении информа­ции. Вот почему проблема «правда — ложь» или «правда — обман» — одна из центральных в этическом знании.

Глубокое коварство скрыто в самой природе обмана, ибо обманная речь носит заведомо двойственный харак­тер. Это всегда намеренное искажение информации, од­новременно выдаваемое за самую что ни на есть правду. Это правдоподобная неправда, заявляющая о себе как истине в последней инстанции. Обман — театр масок, которые предъявляются как подлинные лица. Обманное поведение всегда обещает принести другому благо, кля­нется и божится в исполнении обещанного, после чего приносит зло, разочарование, убивает доверие и веру.

В человеческом обществе существует множество форм лживого поведения (обмана). Одной из них является не-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: