Правда как высшая ценность
Лекция 4 ЧЕСТНОСТЬ И СПРАВЕДЛИВОСТЬ
Между долгом и виной
бытие в жизни человека. Оно предполагает не только признание неверности прежних поступков (а быть может, и образа жизни), но и согласие понести наказание за грех. Отработать его, претерпеть страдания, которые помогут окончательно стереть с души пятна греха и вины. Готовность пострадать за свою вину и радикальное изменение поведения — важнейшие черты покаяния.
Долг, совесть, стыд и вина — реальные явления нашей нравственной жизни, и каждый, наверное, сможет добавить множество интересных нюансов к их описанию.
Среди высших нравственных ценностей немаловажное значение имеет правда и тесно связанная с ней правдивость.
Понятие «правда» перекликается с другими родственными ему понятиями — «правый», «правильный» — и имеет по меньшей мере три смысла.
Правда — это некоторый образцовый порядок бытия и человеческих отношений, которому необходимо неукоснительно следовать для того, чтобы на земле воцарилась гармония между людьми. В этом ракурсе понятие «правда» совпадает с понятием «справедливость», хотя, пожалуй, в большей степени акцентирует момент идеальности и онтологической укорененности названного образцового порядка. Именно в таком случае говорят: «Надо жить по правде» или «Правда восторжествует». Правда является здесь чем-то вроде высшей инстанции, выносящей в конце концов свой приговор.
Правдоискательство, столь характерное для России, нацелено именно на эту высшую правду, которая выразила бы себя в справедливом людском или Божьем суде, при котором злые и жестокие будут наказаны, а хорошие и добрые вознаграждены. Высшая правда как бы возносится над многоликой эмпирией жизни, над ее грязью и мелочностью, несправедливостью и бессмысленностью.
Она выше фактичности, является более глубинной и основной силой, чем простой событийный ряд. В этом смысле высшая правда противостоит правде жизни, понятой как механическая подборка негативных примеров. Она настолько же фундаментальней суммы негативных фактов, насколько океанская волна значительней, чем пена и щепки на ее поверхности. Тот, кто живет по правде, — живет по нравственному закону, по Божьим заповедям, по человеческой совести и никогда не скажет: «Все кругом гадкие и скверные, это — правда жизни, зачем же мне быть добрым и щедрым?» Правда не сводится к реестру ужасов из «желтых» газет, она надэмпирична и взывает к человеческому в человеке.
В реальном общении порядок правды выражает себя в открытости между людьми, в том, что они честны друг с другом, не лгут, не предают, не подличают. Правда в межличностной коммуникации и в отношениях между группами проявляется в доверии, во внимании и отзывчивости, она предполагает взаимопомощь, поддержку, стремление и способность понять другого, а также раскрыть себя, свои намерения и планы. Правда исключает всякую эксплуатацию, корыстное и расчетливое использование другого как инструмента для достижения собственных целей.
Правда — это соответствие наших представлений объективному положению дел. Все знают с детства, что надо говорить правду, т. е. не лгать, не искажать реальной картины событий, не сочинять небылиц. Тот, кто в этом смысле следует правде, не лжет и не обманывает, является правдивым человеком. Правдивость — это освещение событий или высказывание своих взглядов без подмены и камуфляжа. «То, что вчера произошла драка — это правда». В данном случае правдой является факт, о котором спрашивают, имел ли он место. «То, что я люблю вас, это правда». Здесь правдивое признание утверждает факт внутренней жизни говорящего. Правда вне-