Правда указывает нам на то, что высшая правда не абстрактна, и каждый прикасается к ней по-своему и со своих позиций.
______________________________________ Лекция 4
Здесь уместно сравнить правду и истину — два понятия, которые, казалось бы, говорят нам об одном и том же. Однако между ними есть существенные различия. Об истине мы говорим прежде всего в теоретическом и научном знании. Истина — одна для всех, это устоявшееся представление о неких законах (или законе), которые характерны для той или иной сферы действительности. Научной истине противостоит не обман, а заблуждение — неадекватное представление, возникшее в ходе познания, однако без чьего бы то ни было злого умысла. Заблуждение непреднамеренно, это лишь результат блуждания ума, который в поисках истины забрел немного не туда. Старым истинам могут противостоять гипотезы, содержащие новые истины, но за гипотезами не стоит особый партикулярный интерес. Научные истины базируются на фактах, но не сводятся к ним. И, наконец, научные истины не переживаются остро и эмоционально. При всей страстности отдельных ученых теоретические исследования — сфера разума и рассудка.
|
|
Иное дело правда. В определенном смысле правд много, у каждого своя правда. Это значит, что в нравственном понятии правды мы касаемся частной партикулярной позиции человека, его стремления оправдать — т. е. обосновать и укоренить в высшей правде свою личную точку зрения. У детей и родителей, у хозяина и работника, у мужа и жены порой бывают диаметрально противоположные взгляды на правду, даже если они выросли и воспитались в единой системе моральных представлений. Эти маленькие правды не общезначимы, напротив, они сугубо конкретны, индивидуально-личностны, вырастают из практического интереса, потребностей, желаний и потому приобретают эмоционально-страстный облик. За свою правду люди готовы сражаться и умирать. Такой правде противостоит чужая неправда, понятая как несправедливость, враждебность, посягательство на мое благополучие. Чужая неправда предстает как агрессивная и
преднамеренная, ее толкуют как непременно включающую в себя ложь, необоснованные претензии и амбиции.
Но что же делать с этим множеством расколотых правд, таких боевитых и уверенных в себе? Видимо, есть единственный путь их гармонизации в высшей правде — нахождение согласия, общею языка, условием которого выступает собственно нравственное понимание других людей как таких же, как вы, личностей, обладающих интересами, правами и достоинством. Без поиска согласия, без взаимной благожелательности и готовности к пониманию и уступкам не будет и общей правды, она останется только мечтой. Полнота правды выражается в полноте выраженных в ней точек зрения, в полноте доброй воли, при которой люди способны решить вместе возникающие у них проблемы.
|
|
Полнота совместной правды означает правдивость каждого, кто участвует в переговорах, правдивость, которая исключает ситуацию камня за пазухой, потаенных мнений и скрытых намерений. Быть честным с другими не всегда легко. Иногда гораздо удобнее солгать, присочинить или так истолковать положение вещей, что оно полностью потеряет первозданный облик. Обманывать порой весьма выгодно, ложь бывает эффективной и дает быстрые плоды. Однако обман, лежащий в основе серьезных и долговременных договоренностей, уподобляет их замку, построенному на зыбучем песке. Совместно созданное может в любое мгновение обрушиться. Правда бывает горька, но созданное на ее фундаменте не разрушить никаким бурям.
Впрочем, у вопроса о лжи и правде есть и другая сторона. Всякую ли правду надо говорить в глаза человеку? Надо ли громко объявлять инвалиду, что он — инвалид, а некрасивой женщине, что она некрасива? Можно ли создать что-нибудь на основе правды, которая ранит и убивает? Это чисто нравственная проблема, которая может быть сформулирована так: зачем в каждом конкретном случае мы говорим правду и как мы ее говорим?