Честность и справедливость. Правда указывает нам на то, что высшая правда не абстрактна, и каждый прикасается к ней по-своему и со своих позиций

Правда указывает нам на то, что высшая правда не абстрактна, и каждый прикасается к ней по-своему и со своих позиций.


______________________________________ Лекция 4

Здесь уместно сравнить правду и истину — два поня­тия, которые, казалось бы, говорят нам об одном и том же. Однако между ними есть существенные различия. Об истине мы говорим прежде всего в теоретическом и научном знании. Истина — одна для всех, это устоявше­еся представление о неких законах (или законе), которые характерны для той или иной сферы действительности. Научной истине противостоит не обман, а заблуждение — неадекватное представление, возникшее в ходе позна­ния, однако без чьего бы то ни было злого умысла. За­блуждение непреднамеренно, это лишь результат блужда­ния ума, который в поисках истины забрел немного не туда. Старым истинам могут противостоять гипотезы, содержащие новые истины, но за гипотезами не стоит особый партикулярный интерес. Научные истины бази­руются на фактах, но не сводятся к ним. И, наконец, научные истины не переживаются остро и эмоциональ­но. При всей страстности отдельных ученых теоретичес­кие исследования — сфера разума и рассудка.

Иное дело правда. В определенном смысле правд мно­го, у каждого своя правда. Это значит, что в нравствен­ном понятии правды мы касаемся частной партикуляр­ной позиции человека, его стремления оправдать — т. е. обосновать и укоренить в высшей правде свою личную точку зрения. У детей и родителей, у хозяина и работни­ка, у мужа и жены порой бывают диаметрально противо­положные взгляды на правду, даже если они выросли и воспитались в единой системе моральных представлений. Эти маленькие правды не общезначимы, напротив, они сугубо конкретны, индивидуально-личностны, выраста­ют из практического интереса, потребностей, желаний и потому приобретают эмоционально-страстный облик. За свою правду люди готовы сражаться и умирать. Такой правде противостоит чужая неправда, понятая как неспра­ведливость, враждебность, посягательство на мое благо­получие. Чужая неправда предстает как агрессивная и


преднамеренная, ее толкуют как непременно включаю­щую в себя ложь, необоснованные претензии и амбиции.

Но что же делать с этим множеством расколотых правд, таких боевитых и уверенных в себе? Видимо, есть един­ственный путь их гармонизации в высшей правде — на­хождение согласия, общею языка, условием которого вы­ступает собственно нравственное понимание других лю­дей как таких же, как вы, личностей, обладающих инте­ресами, правами и достоинством. Без поиска согласия, без взаимной благожелательности и готовности к пони­манию и уступкам не будет и общей правды, она оста­нется только мечтой. Полнота правды выражается в пол­ноте выраженных в ней точек зрения, в полноте доброй воли, при которой люди способны решить вместе возни­кающие у них проблемы.

Полнота совместной правды означает правдивость каж­дого, кто участвует в переговорах, правдивость, которая исключает ситуацию камня за пазухой, потаенных мне­ний и скрытых намерений. Быть честным с другими не всегда легко. Иногда гораздо удобнее солгать, присочи­нить или так истолковать положение вещей, что оно пол­ностью потеряет первозданный облик. Обманывать по­рой весьма выгодно, ложь бывает эффективной и дает быстрые плоды. Однако обман, лежащий в основе серь­езных и долговременных договоренностей, уподобляет их замку, построенному на зыбучем песке. Совместно со­зданное может в любое мгновение обрушиться. Правда бывает горька, но созданное на ее фундаменте не разру­шить никаким бурям.

Впрочем, у вопроса о лжи и правде есть и другая сто­рона. Всякую ли правду надо говорить в глаза человеку? Надо ли громко объявлять инвалиду, что он — инвалид, а некрасивой женщине, что она некрасива? Можно ли со­здать что-нибудь на основе правды, которая ранит и уби­вает? Это чисто нравственная проблема, которая может быть сформулирована так: зачем в каждом конкретном случае мы говорим правду и как мы ее говорим?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: