Три представления о счастье

Лекция Г СЧАСТЬЕ И СМЫСЛ ЖИЗНИ

Влюбленность и любовь

Выход из эгоизма, согласно Фромму, только один — научиться жить продуктивно, тогда весь мир предстает как поле творческой работы, а все отношения из подо­зрительно-враждебных становятся в целом благоприятны­ми и несут в себе возможность дружбы, любви и соб­ственно человеческой близости.

Человек, который правильно любит себя, никогда не станет делать самому себе зла: разрушать свой организм алкоголем и наркотиками, оканчивать жизнь самоубий­ством. Он не позволит себе низко пасть в моральном от­ношении, опуститься до злобной агрессии или вести не­достойный образ жизни. Достоинство — важнейший мо­мент любви к себе.

Любовь к себе, принятие себя — чувство неброское, спокойное, в нем нет экзальтации и надрыва. Оно суще­ствует как фон активного труда, доброжелательного по­ведения и составляет фундамент хорошего отношения к другим. Тому, кто ценит самого себя, нет нужды завидо­вать окружающим, стараться их ущемить или обидеть. На­против, здоровая самореализация многократно усилива­ет, умножает внутреннее душевное и духовное богатство, которым хочется щедро делиться с другими.

Хорошо было бы нам всем научиться любить себя спо­койной и несуетливой любовью, дающей возможность жить в радости и приносить добро близким и дальним.


Тема счастья постоянно присутствует в повседневном общении людей и широко отражается в философии, ли­тературе и искусстве. О счастье думают в юности и в старости, его желают добиться в зрелые годы, оно высту­пает явной или скрытой целью многих человеческих стрем­лений, является важнейшим мотивом деятельности. Но что такое счастье? Облик его сколь манящ и прекрасен, столь же туманен и размыт. Все хотят быть счастливыми, но все понимают это по-разному. Ответов может быть множество. Одни скажут, что находят счастье в любви, другие в деньгах, третьи в творчестве, а четвертые соста­вят целый список радостей и благ, без которых им жизнь не в жизнь. Попробуем, однако, выявить три обобщен­ные позиции, к которым с некоторой степенью условно­сти можно свести многообразие взглядов на счастье.

1. Наиболее фундаментальная позиция связывает счастье с устойчивым, длящимся во времени обладанием неким высшим благом или благами. Весь вопрос в том, о каких именно благах идет речь.

Если мы имеем дело с человеком глубоко религиоз­ным, то для него истинным счастьем будет приобщен­ность к Богу, соединенность с высшим Божественным началом бытия. Именно Божественная благодать являет­ся для правоверного христианина последним и оконча-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: