Лекция 9. Социально-нравственные добродетели

Социально-нравственные добродетели

му труд и трудности надо приветствовать. Каждая из труд­ностей учит нас и помогает достигнуть более высоких сту­пеней бытия. Путь от идеи до ее воплощения, преодоле­ние материальных барьеров, неподатливости среды дела­ет индивидуальность интегрированной, целостной, дос­тойной всяческих похвал.

Мне кажется, что и материалистическая идея труда как родовой сущности человека, и версия «земля — школа-мастерская» в равной мере хороши, ибо обе они дают позитивное обоснование и труду и трудолюбию. В сущ­ности, они говорят о том, что возможно и закономерно не просто трудиться (охая, стеная и проклиная все во­круг), а быть трудолюбивым, т. е. трудиться с радостью и удовольствием, с интересом и энтузиазмом.

Но для кого прилежно и старательно трудится чело­век: для себя или для других? Подобный вопрос право­мерен, поскольку в истории идей мы можем встретить противоположные позиции.

Этика и психология всякой общинности и коллекти­визма говорят нам: человек должен трудиться на благо общества. Только тогда индивид действительно морален, когда его трудолюбие служит всем. Лишь в этом случае он не эгоист, не стяжатель и не пройдоха. Морального поощрения заслуживает тот труженик, который, забывая о себе, заботится о благе ближних: соплеменников, сосе­дей, друзей, товарищей по партии. Ради них он готов конструировать и изобретать, не спать ночей, брать на себя самый черный и неблагодарный труд. В литературе и кинематографе советского периода бескорыстный труд на благо общества романтизировался: целина, великие стройки, где трудовые подвиги совершаются в ужасных бытовых условиях, без должной оплаты, но ради других и за идею.

В этике и психологии прагматизма, а также утилита­ристских подходах, напротив, заслуживает уважения труд на самого себя, индивидуалистическое следование соб-


ственному благу. Труд для других не то чтобы вовсе от­вергается, но рассматривается как нечто вторичное, про­изводное от глубоко нравственного следования собствен­ному благу. Принося пользу себе, ты приносишь пользу обществу, поэтому трудиться нужно прежде всего на себя самого, на свою семью, на узкий круг людей, с которы­ми ты себя отождествляешь. Слишком рьяное усердие в пользу других рассматривается, скорее, как некое от­клонение, чудачество, быть может, даже опасное чуда­чество, ибо оно подрывает основы общества, построен­ного на принципе личной пользы. Бескорыстно рабо­тают для других только блаженные, а они никак не мо­гут составлять позитивное социальное большинство.

Противоречие двух идейных позиций достаточно успеш­но разрешается в реальном трудолюбии, при котором че­ловек, как правило, трудится и для себя, и для других. Тот, кто действительно любит труд, получает удовольствие от преодоления и усилия, поиска и творчества, хорошо работает для себя, но не отказывается потрудиться и для другого — для друга, для соседа, поучаствовать в необхо­димых общественных или благотворительных работах.

Второй вопрос, возникающий, когда разговор заходит о трудолюбии: ради чего трудится трудолюбивый человек, ради самого процесса труда или ради его результатов?

Заметим, что сами результаты могут быть поняты по-разному.

Во-первых, это результат-вознаграждение. Видимо, того, кто работает только ради вознаграждения, сложно назвать поистине трудолюбивым. Каждый из вас может с легкостью представить себе некоего тоскливого субъек­та, который выполняет нудную и однообразную работу, мечтая лишь об одном: когда же наконец выдадут зарпла­ту. Человеку нужны деньги, и ради них он страдает, с отвращением выполняет неинтересные для него обязан­ности. Скорее всего, такой труд не принесет добрых ре­зультатов, раздраженный работник наделает ошибок,



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: