Лекция 9. Социально-нравственные добродетели

Социально-нравственные добродетели

ливым, уважительным отношением к другому человеку. Мы знаем, что отдельные профессии вообще предпола­гают собственную особую этику. Такая этика есть у вра­чей, психотерапевтов, учителей, особым нравственным нормам подчиняется труд в области бизнеса, коммерчес­ких отношений. Так что сфера труда не только не отго­рожена от морали, но соприкасается и срастается с ней.

Оппонентом и противоположностью трудолюбия яв­ляется лень. Она главный его враг, тянущий за собой це­лый шлейф разнообразных проявлений: халтура, нера­дивость, работа на авось, уклонение от выполнения обя­занностей и т. д. Лень — весьма распространенный по­рок, можно сказать, массовый. Мало найдется людей, которым никогда не приходилось бы лениться, недаром в русском фольклоре бытует образ лени-матушки. В мас­совом сознании лень воспринимается двойственно: с од­ной стороны, позволять себе регулярно со вкусом лениться могут только богатые люди, и потому на лени лежит не­кий налет привлекательности, престижности, с другой стороны, лень, конечно, порок.

Народные сказки полны историй про Ленивиц, кото­рых наказывают добрые волшебницы, и Рукодельниц, ко­торых они щедро награждают. Лень не просто матушка, она мать всех пороков, именно она делает человека рас­хлябанным, несобранным, безответственным, приводит к тому, что замысленные планы не выполняются, а люди остаются без средств к существованию. По сути своей лень — бездеятельность, инертность, пассивность, анти­страсть. Ленивый не может заставить себя выйти из со­стояния бездействия, его воля не тренирована, ослабле­на, потому он не умеет противостоять трудностям и до­биваться цели. Впрочем, речь идет не о сниженной энер­гетике организма и не о депрессии — это болезни. Речь идет о негативном нравственном качестве, когда личность идет по легкому пути, пренебрегая своими прямыми обя­занностями, проявляя непозволительное легкомыслие,


потакая собственным влечениям и капризам и не желая руководить собой.

Стараясь избежать напряжения, ленивый пытается жить за чужой счет, пользоваться плодами чужих усилий, и порой он не брезгует прямым воровством и мошенниче­ством, проявляет хитрость и подлость, дабы получить желаемые блага без труда. Вот почему лень, которая на первый взгляд выглядит безобидной, влечет за собой множество неприятностей.

Что же касается так называемого трудоголизма, то он сильно отличается от трудолюбия. Трудоголик — это че­ловек, настолько погруженный в труд, что для него фак­тически перестают существовать все иные стороны жиз­ни: отдых, свободное творчество, коммуникация, развле­чения, любовь. Происходит сужение сознания, зацик­ливание на трудовых задачах и производственных опера­циях, человеку некогда не только общаться с другими, но и оглянуться на самого себя, он становится одномер­ным, теряет богатство и сферичность внутреннего мира. Разумеется, это ведет к перекосам в моральных оценках и практическом поведении. Трудоголики — результат со­временной жесткой и машинизированной системы труда в урбанизированном обществе, где люди оторваны от ес­тественных природных ритмов и стали жертвами рыноч­ной конкуренции.

Трудолюбие тогда нравственно и прекрасно, когда оно органично вписано во все богатство иных отношений че­ловека с миром, и не обедняет, а напротив, выступает их прочным фундаментом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: