Понятие и сущность внебюджетных фондов

Тема 2.4. Внебюджетные фонды

С точки зрения макроэкономики снижение налогов стимулирует рост как совокупного спроса, так и совокупного предложения.

Влияние налогов на экономику

Государство может устанавливать налоги по разным причинам: от перераспределения доходов населения до устранения внешних экономических эффектов. Воздействие налогов можно рассматривать как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях.

Чем меньше налогов нужно платить, тем больше располагаемого дохода у домохозяйств для потребления. Таким образом, растёт совокупное потребление, а, следовательно, и совокупный спрос. Поэтому, правительства снижают налоги, когда проводят стимулирующую экономическую политику, то есть когда целью государства является вывести страну из дна экономического цикла. Соответственно, сдерживающая экономическая политика подразумевает повышение налогов, с целью устранения «перегрева экономики».

Фирмы воспринимают повышение налогов как дополнительные издержки, что приводит к тому, что они сокращают предложение своего товара. В общем, сокращение предложений фирм ведёт к сокращению совокупного предложения. Таким образом, размер налога обратно пропорционален величине совокупного предложения. Зависимость между внедрением налогов и состоянием совокупного предложения подробно описал в своих работах экономический советник Президента США Рональда Рейгана Артур Лаффер, ставший основателем теории «экономики предложения».

Внебюджетные фонды – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности.

Внебюджетные фонды выступают в качестве стабильного, прогнозируемого на долгий период источника денежных средств, используемых: для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного значения; для финансирования отдельных региональных программ экономического характера, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, а также субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Для внебюджетных фондов характерно точное установление источников, позволяющих точно прогнозировать объемы средств этих фондов и контролировать целевое использование финансовых ресурсов.

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход, в процессе перераспределения которого создается преобладающая часть фондов. Основными методами, используемыми при мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов, являются специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Внебюджетные фонды образуются двумя путями:

• выделением из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;

• формированием внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей.

Направление расходования средств, поступающих во, внебюджетные фонды, обусловливается назначением фондов, конкретными экономическими условиями и содержанием разработанных и реализуемых программ. Часть средств направляется в учредительскую деятельность, а также вкладывается в ценные бумаги. Внебюджетные фонды могут выступать инвесторами и участниками финансового рынка.

Правовой основой создания внебюджетных фондов в Российской Федерации первоначально являлся Закон РСФСР от 10 октября 1991г. № 1734 – 1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». На его основе были приняты правовые акты, регулирующие функционирование внебюджетных фондов социального назначения. С введением в действие Бюджетного кодекса РФ закон отменен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: