double arrow

ТЕМА: ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ


1.Сущность и назначение внебюджетных фондов.

2.Пенсионный фонд РФ.

3.Фонд социального страхования.

4.Фонд обязательного медицинского страхования.

1.С переходом России к рыночной экономике появилась необходимость в создании внебюджетных фондов.

Государственные внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов для финансирования общественных потребностей. Основное их назначение – обязательное социальное страхование, которое представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию последствий изменения материального или социального положения граждан и наступления социальных страховых рисков. К социальным страховым рискам относятся:

· необходимость получения медицинской помощи;

· временная нетрудоспособность;

· трудовое увечье и профессиональное заболевание;

· материнство;

· инвалидность;

· наступление старости;

· потеря кормильца;

· признание безработным;

· смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.




В этом заключается экономическое содержание внебюджетных фондов. юридическое определение дано в Бюджетном кодексе. Это государственные фонды денежных средств, управляемые органами гос. власти и предназначенные для социального обеспечения граждан.Средства гос. внебюджетных фондов находятся в федеральной гос. собственности и не входят в состав бюджетов всех уровней. Средства бюджетов фондов изъятию не подлежат. Порядок создания, деятельности и ликвидации фондов определяется ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ. Бюджеты фондов на очередной финансовый год утверждаются федеральными законами.

Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики (некоммерческие организации), застрахованные лица и иные органы, организации и граждане.

Денежные средства фондов хранятся на счетах Банка России и иных банков, перечень которых определяется Правительством РФ. Денежные средства расходуются на цели, устанавливаемые ФЗ о соответствующих бюджетах на очередной финансовый год. Не целевое расходование средств не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц.

Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях.

Проекты бюджетов гос. внебюджетных фондов составляются органами управления этих фондов. Бюджеты фондов рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием РФ в виде ФЗ одновременно с принятием ФЗ о ФБ. Исполнение гос. внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ. Отчет об исполнении бюджета фондов составляется органами управления и утверждается законодательными органами в форме закона. Контроль за исполнением бюджетов ГВФ осуществляется органами, ведущими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня.



2.Пенсионный фонд РФобразован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. и введен в действие с 1 января 1992 г. Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. № 2122-1.ПФ (гос. учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования. Пенсионный фонд действует на основании ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15 декабря 2001г. № 167-ФЗ.

Бюджет составляется на финансовый год, при этом устанавливается норматив оборотных средств. Бюджет Пенсионного фонда является консолидированным.

Доходами бюджета ПФ являются:

· страховые взносы (ЕСН);

· средства ФБ;

· суммы пеней и иных финансовых санкций;

· доходы от размещения временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

· добровольные взносы физических лиц и организаций;

· средства ФБ, выделяемые на выплату базовой части трудовых пенсий;

· превышение сумм ЕСН, зачисляемого в ФБ, над расходами по выплате пенсий;

· иные источники.

Расходы бюджета ПФ:

· выплата страховой и накопительной части трудовых пенсий, социальных пособий на погребение умерших пенсионеров;



· доставка пенсий;

· финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности самого фонда;

· выплата базовой части трудовых пенсий (за счет средств ФБ)4

· выплата пенсий по гос. социальному обеспечению (за счет средств ФБ) – за выслугу лет, по старости, инвалидности, социальных пенсий;

· иные цели.

ЕСН в части, поступающей в ПФ, делится на две части: в ФБ и в бюджет ПФ. Средства, поступающие в ФБ, предназначены доля выплаты базовой части трудовой пенсии и гос. пенсионного обеспечения. Средства, поступающие в ПФ, используются для выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии.

Если образуется профицит бюджета ПФ, то создается резерв с целью обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования. Контроль за использованием средств бюджета ПФ осуществляется Счетной палатой РФ, а также наблюдательным советом страховщика.

3.Фонд СС создан Указом Президента РФ «О фонде СС РФ» от 7 августа 1991г. № 822 и является самостоятельным гос. финансовым учреждением.

Основными источниками средств фонда являются:

· ЕСН;

· страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и от проф. заболеваний;

· средства ФБ;

· остаток средств на начало финансового года;

· прочие поступления.

Средства фонда расходуются на следующие цели:

· выплата пособий по временной нетрудоспособности;

· санаторно-курортное обслуживание;

· финансирование научно-исследовательских работ по охране труда;

· страхование от несчастных случаев на производстве и от проф. заболеваний;

· выплата пособий по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, на погребение;

· оздоровление детей;

· оздоровление граждан, пострадавших на Чернобыльской АЭС и др.

4.Фонд обязательного медицинского страхованияобразован и действует в соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» от 28 июня 1991г. № 1499-1, введенным в действие с 1 января 1993г. и Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 года № 857 «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования». Предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности гос. системы обязательного мед. страхования. Федеральный фонд является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением. Основными задачами фонда являются:

-финансовое обеспечение установленных законодательством РФ прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного

-обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи;медицинского страхования;

-аккумулирования финансовых средств Федерального фонда для обеспечения финансовой стабильности системы ОМС.

Доходы фонда формируются за счет следующих источников:

· ЕСН;

· Возврат ранее размещенных временно свободных средств и доходы от их использования

· Остаток средств на начало финансового года;

· Иные поступления.

Средства фонда расходуются:

· финансирование целевых программ по оздоровлению;

· финансирование профессиональной подготовки и переподготовки кадров;

· создание нормативного страхового запаса;

· компьютеризация системы обязательного мед. страхования;

· оплата медикаментов;

· оказание мед. помощи при массовых заболеваниях, стихийных бедствиях, катастрофах;

· развитие материально-технической базы здравоохранения;

· содержание самого фонда и др.

ТЕМА 5. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ.

1. Государственный кредит.

2. Государственный долг.

3.Управление государственным долгом.

1. Государственный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. Чаще всего государство выступает как заемщик, как кредитор и гарант – значительно реже.

Государственный кредит отличается от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения выступают какие-то конкретные ценности, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

Как экономическая категория гос. кредит представляет собой два вида отношений – финансов и кредита и совмещает их особенности.

Как финансовая категория гос. кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.

Через распределительную функцию гос. кредита осуществляются формирование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов, и их использование на принципах срочности, платности и возвратности.

Вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. При этом государственный кредит используется как инструмент регулирования экономики, при помощи которого государство проводит ту или иную финансовую политику. Здесь имеет проявление регулирующая функция гос. кредита.

Контрольная функция гос. кредита вплетается в контрольную функцию финансов и имеет свои специфические черты.

2.Государственный долг – это сумма задолженностей по выпущенным и непогашенным долговым обязательствам государства, включая начисленные по ним проценты и выданные гос. гарантии.Это экономическое определение гос. долга.

В БК РФ дано юридическое определение гос. долга как долговых обязательств России перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Государственный долг возникает тогда, когда расходы государства начинают превышать доходы, когда бюджетный дефицит становится хроническим явлением, а его покрытие осуществляется не эмиссионными методами, а гос. заимствованиями.

Основными причинами гос. долга являются дефицит гос. бюджета и наличие свободных денежных средств у юридических и физических лиц.

Гос. долговые обязательства могут существовать в различных формах:

- кредитные соглашения и договоры РФ с кредитными организациями, иностранными государствами, и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;

- гос. ценные бумаги, выпущенные от имени РФ;

- договоры о представлении гос. гарантий Россией, договоры поручительства по обеспечению обязательств третьими лицами;

- переоформление долговых обязательств третьих лиц в гос. долг на основе ФЗ;

- соглашения и договоры о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств России прошлых лет.

Гос. долг можно классифицировать по различным критериям. По валютному критерию гос. долг делится на внутренний и внешний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, валютные – к внешнему. В международной практике есть другое определение внешнего долга – как совокупность долга нерезидентам, внутреннего – как совокупного долга резидентам.

Гос. долг делится на капитальный и текущий. Капитальный долг – вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты. Текущий долг – это расходы по выплате доходов и погашению обязательств.

По срокам гос. долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от5 до 30 лет). Долговые обязательства не могут превышать срок в 30 лет.

По уровню управления гос. долг делится на гос. долг России, гос. долг субъекта Федерации, муниципальный гос. долг. РФ не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Ф и муниципальных образований. Субъекты Ф и муниципальные образования не отвечают по долгам друг друга и по долгам России, если они не были ими гарантированы.







Сейчас читают про: