Государственные внебюджетные фонды их роль и классификация внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды - важное звено финансовой системы государства. Они представляют совокупность денежных ресур­сов, используемых государством на строго определенные цели и имеющие законодательно закрепленные источники формирова­ния. Как экономическая категория внебюджетные фонды являют­ся отношениями по перераспределению национального дохода для централизации финансовых ресурсов, направляемых на фи­нансирование целевых потребностей государства.

Возникновение внебюджетных фондов начиная с 1991 г диктовалось потребностями социально-экономического развития: необходимо было обособить часть государственных финансовых ресурсов на строго функ­циональные цели, разгрузить государственный бюджет от несвойствен­ных расходов, отчасти снизить его дефицит. В определенной степени это диктовалось необходимостью переложить на хозорганы бремя расходов, напрямую не связанных с функционированием государства - расходов на капитальные вложения, дотации предприятиям; этим целям соответство­вал фонд стабилизации экономики (в дальнейшем - фонд преобразования экономики). В других случаях необходимо было выделить и разграничить отдельные расходы на социальные нужды и источники их покрытия с це­лью более надежной и эффективной защиты населения в условиях падения их жизненного уровня при переходе к рынку. Эту задачу призваны были решить Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Единый со­юзно-республиканский фонд социальной поддержки населения, Государ­ственный фонд содействия занятости населения. Некоторые фонды имеют сугубо узкоцелевое назначение - Дорожный фонд, Фонд содействия кон­версии военного производства, инновационные фонды разного назначения и другие.

Некоторые фонды действовали временно, например, Фонд стабилиза­ции экономики, Единый союзно-республиканский фонд социальной под­держки населения: это объясняется трудностями формирования средств подобных фондов в условиях кризиса экономики, определенной обезличенностью мобилизуемых туда средств, незаинтересованностью субъектов формирования фондов в безвозвратном использовании ресурсов при рас­пределении.

При формировании фондов на субъектов хозяйствования возлагается дополнительная обязанность внесения части денежных средств в безвозвратном порядке. Если такая часть вносится за счет стоимости прибавоч­ного продукта (прибыли, дохода), то напрямую затрагивает экономическиеинтересы предприятий - ограничивает их возможности в воспроизводстве и потреблении (например, в действовавшем до 1995 г Фонде поддержкипредпринимательства и развития конкуренции). В случае отнесения отчис­лений в фонды на себестоимость продукции, эта часть стоимости перекла­дывается на потребителя через цену и данную нагрузку несет общество в целом. Тем самым, при формировании и использовании фондов про­исходят перераспределительные процессы, которые для части субъектов хозяйствования являются безэквивалентными в определенном временноминтервале, то есть ущемляют их экономические интересы. В то же время, в масштабах всего общества с помощью внебюджетных фондов поддер­живается социально-экономическая сбалансированность и стабильность, так как становится возможным решение задач локального и общегосудар­ственного масштаба по социальной поддержке отдельных групп населения, выполнения определенных целевых программ в интересах всей экономики или региона, выравнивания социально-экономического развития. Тем са­мым в функционировании внебюджетных фондов проявляется противоре­чие групповых и общественных интересов. В целом же функционирование внебюджетных фондов осуществляется, в конечном счете, в интересах все­го общества, направлено на его консолидацию и в этом состоит социально-экономическая сущность этой формы финансовых отношений.

Функционирование специальных внебюджетных фондов па­раллельно с государственным бюджетом позволяет дифферен­цировать финансовые отношения, сориентировать часть их в узкоспециализированных сферах, достичь своеобразной дивер­сификации этих отношений в разных направлениях финансовой деятельности.

Классифицируются внебюджетные фонды по следующим признакам:

по целевому признаку - на социальные, экономические, науч­но-исследовательские, природоохранные (экологические), ми­грационные, содействия правопорядку, культурного назначения и другие;

по уровню управления - на межгосударственные, государствен­ные и региональные (местные).

Следует различать государственные внебюджетные и негосу­дарственные фонды; последние весьма разнообразны по целево­му назначению, хотя и аналогичны некоторым государственным внебюджетным фондам, например, негосударственные накопи­тельные пенсионные фонды, различные гуманитарные, в томчисле и международные фонды. Различаются также внебюджет­ные фонды и фонды целевого финансирования, которые до 1996 г включительно оставались в составе государственного бюдже­та: фонд охраны недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы, фонд охраны природы. Да и другие рассматриваемые здесь фонды периодически, на протяжении 1992-1996 гг., включались в государственный бюджет и исключались из него. Это отражает процесс становления финансовой системы поиска, оптимального варианта ее структуры.

Возможно употребление термина «специальные фонды», кото­рый приемлем для всех внебюджетных и других фондов, фондов хозяйствующих субъектов (уставного, резервного, амортизацион­ного, валютного, ремонтного, фонда накопления, потребления и других), что подчеркивает их целевое назначение.

Организационно фонды находятся в ведении специального аппарата или министерства, что способствует гибкости управ­ления обособившейся части финансовых ресурсов, контроля за их рациональным, целевым использованием. Наличие внебюд­жетных фондов позволяет оперативно распоряжаться целевымисредствами, сосредоточенными в их ведении: в мировой практике управление фондами автономно - без вмешательства представи­тельных органов власти, что позволяет государственным органам управления фондами быстро решать вопросы целевого финанси­рования своевременно реагировать на изменение ситуации.

Через внебюджетные фонды перераспределяются значитель­ные объемы финансовых ресурсов: масштабы перераспределе­ния в Республике Казахстан достигли на начало 2005 г. 16% ва­лового внутреннего продукта страны (с учетом Национального фонда и государственных институтов развития).

Общей проблемой внебюджетных фондов в переходный пери­од являются трудности формирования их средств в прогнозируе­мых объемах из-за финансового неблагополучия плательщиков: убыточности большинства из них, взаимной задолженности, не­платежеспособности. В результате бюджеты фондов были несба­лансированы и многие мероприятия по целевому финансирова­нию неотложных социально-экономических нужд - необеспечен­ными.

В Республике Казахстан функционирование государственных внебюджетных фондов с 1996 г было признано нецелесообраз­ным в связи с изменением финансовой политики в сторону цен­трализации финансовых ресурсов государства: средства фондов были консолидированы в республиканском бюджете. Однако мировая практика подтверждает эффективность децентрализации и автономного формирования и использования государственных финансовых ресурсов для оперативного управления ими при обеспечении надлежащего контроля за расходованием средств со стороны общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: