Глава 8. ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА
Контрольные вопросы к теме
1. Что регулирует экологическое право как отрасль российского права? Предмет, основные понятия. Объекты и субъекты экологического права.
2. Каковы виды экологических отношений при взаимодействии природы и общества?
3. Что является истичниками экологического права?
4. Что является основной формой предоставления э кологической информации?
5. Какие органы государственной власти и управления осуществляют государственное регулирование экологопользования?
6. Каковы цели ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду), экологической экспертизы, экологического нормирования, экологического контроля, регулирования экономического механизма окружающей среды, экологического мониторинга?
7. В каком случае осуществляется производственный экологический контроль?
8. Каковы основные нормативные акты РФ и международного права, осуществляющие охрану окружающей природной среды.
9. Являются ли источниками национального экологического права Международные договоры, соглашения и конвенции в области природопользования и охраны окружающей среды, в которых участвует Россия?
|
|
10. Что является объектом международно-правового регулирования охраны окружающей среды?
11. Какая организация разрешает международные споры по вопросам экологии?
12. Дайте определение понятиям: земля, лес, недра.
13. Водные объекты, юридические права пользования этими объектами.
14. Каков юридический порядок пользования землей, лесным фондом, недрами, атмосферным воздухом? Вещное и публичное право пользования землей и лесным фондом.
§1. Федеральный закон РФ «О государственной тайне»
Понятие государственной тайны, перечень сведений составляющих
государственную тайну, отнесение сведений к государственной тайне
Государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.
Государственную тайну составляют:
1) сведения в военной области, например
· о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций и т.д.
· о разработке, технологии, производстве. Объемах производства, о хранении, об утилизации боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боезапасах, о технических средствах и методах защиты ядерных боезапасов от несанкционированного применения. а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения
|
|
· о тактико-техноческих характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов топлива или ВВ военного назначения.
· О дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов и др.;
2) Сведения в области экономики, науки, техники:
· Об использовании инфраструктуры РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;
· О достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющзих важное оборонное значение, влияющих на безопасность государства;
· Об объемах запасов, добычи, передачи и потребления платины, металлов платиновой группы, природных алмазов. А также об объемах других стратегических видов полезных ископаемых РФ (список определяется правительством РФ)
3) сведения в области внешней политики и экономики:
· О внешне политической и внешнеэкономической деятельности РФ преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;
· О финансовой политики в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой и денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;
4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:
· О силах, средствах, источниках, о методах, планах и результатах этих работ, а также о финансировании;
· О лицах, сотрудничающих и сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами;
· О системе кодированной и секретной связи, о разработке и изготовлении шифров, средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты
· Об организации и фактическом состоянии защиты государственной тайны и др.
· О расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности и правоохранительной деятельности, и мн. др.
Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности.
Не в коем случае нельзя засекречивать сведения общего характера влияющие на безопасность жизнедеятельности граждан:
· О чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, а также о стихийных бедствиях;
· О состоянии экологии. Здравоохранения, санитарии, демографии, культуры с/х. образования, а также о состоянии преступности;
· О привилегиях, компенсациях и льготах, представляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям;
· О фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
· О размере золотого запаса и государственных валютных резервов;
· О состоянии здоровья высших должностных лиц РФ;
· О фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.
Основания для засекречивания сведений на предприятии, в организации и учреждении является вышеперечисленный перечень, который является основой. При засекречивании им придается гриф: «особой важности», «совершенно секретный», «секретный».
§2. Защита государственной тай ны
Защита государственной тайны, распоряжение сведениями, составляющими
государственную тайну, контроль и надзор за обеспечением защиты
Существуют органы защиты государственной тайны. К ним относятся: межведомственная комиссия по защите государственной тайны (МК); Федеральная служба безопасности РФ, министерство обороны, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ, служба внешней разведки, государственная техническая комиссия при Президенте РФ и их органы на местах.
|
|
МК является коллегиальным органом, координирующим деятельность всех органов государственной власти. Все остальные исполнители.
Закон предусматривает процедуру допуска должностных лиц и граждан. Существует особый порядок допуска, относящейся: к членам СФ и депутатам ГД, судьям на период исполнения ими своих компетенций.
Закон предусматривает организацию доступа должностного лица или гражданина к сведениям и регламент такого доступа.
Контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляют Президент и Правительство. Существует также межведомственный и ведомственный контроль. Межведомственный – осуществляют органы исполнительной власти (федеральная служба безопасности и др.)
Надзор за соблюдением закона осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.
§3. Федеральный закон РФ «Об информации, информационных
технологиях защиты информации»
Основные понятия, информационные ресурсы, пользование ими, информационные системы. Виды тайн в российском законодательстве.
Информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях, процессах независимо от формы их предоставления.
Информатизация – организационный социально-экономический и научно- технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Документированная информация (документ) – зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать
Информационные процессы – процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации.
Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеки, архивы фонды банки данных).
|
|
Пользователи (потребитель) информации – субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею.
Пользователи – граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения – обладают равными правами на доступ государственным информационным ресурсам. Исключение составляет информация с ограниченным доступом.
Полученная информация из государственных информационных ресурсов гражданами и организациями, может быть использована ими для собственных нужд, втом числе, создания производной информации в целях ее коммерческого распространения с обязательной ссылкой на источник информации.
Информационная система – организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.
Собственник информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения – субъект в полной мере реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами
Владелец информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения – субъект, осуществляющий владение и пользование указанными объектами и реализующий полномочие распоряжения в пределах установленных законом.
Конфиденциальная информация – документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством. Сюда относятся все виды тайн, определенных конституцией: тайна переписки, тайна жилища, различные коммерческие тайны: тайна вклада, налоговая тайна и др., а также тайна исповеди и др.
Защита информации и прав субъектов в области информации.
Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:
1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;
2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа,
3) реализацию права на доступ к информации.
Государственное регулирование отношений в сфере защиты информации осуществляется путем установления требований о защите информации, а также ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить:
1) предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации;
2) своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;
3) предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации;
4) недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;
5) возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;
6) постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.
Требования о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий. При создании и эксплуатации государственных информационных систем используемые в целях защиты информации методы и способы ее защиты должны соответствовать указанным требованиям.
Организации, обрабатывающие информацию с ограниченным доступом, которая является собственностью государства, вправе создавать специальные службы, обеспечивающие сохранение информации.