Архитектура стран юго-восточной Азии и Дальнего Востока 6 страница

- Прямоугольные в плане храмы, в одной из продольных стен которых устраивалась ниша (апсида) со скульптурным изображением божества. Перед святилищем-апсидой устраивали площадку с бассейном. Несущими конструкциями являлись колонны. Прямоугольные храмы обносились стенами с двумя входами. Облик храмов отличался особой целостностью. Примером такого храма может служить храм в Хукке (35 км..от Саны), построенный в I в. до н.э. – I в. н.э. Он посвящён богу Солнца Дат Бадану. Помещения группируются вокруг небольшого квадратного дворика. С западной стороны примыкает святилище. План симметричен. Стены украшены орнаментом – виноградной лозой, растениями, фигурами тнцующих девушек, животных.

- Храмы, овальные в плане. Остатки такого храма найдены в 4,5 км. от Мариба. Это был один из главных сабейских храмов, построенный в период VIII – I вв. до н.э. и позднее названный храмом Аввам. Его размеры – 112 х 75 м..Храм состоял из прямоугольного предвратного сооружения с 8-ю колоннами (портика), овального двора, окружённого массивными стенами высотой 9-9,5 м. и примыкающего к стенам двора с наружной стороны небольшого центрического мавзолея (8,5 х 8 м.). Помещение храма состояло из перистильного (окружённого колоннами) зала и портика.

Набатейское царство простиралось от северных берегов Красного моря до южных границ Сирии. Расцвет Набатейского царства падает на I в. до н.э. (в 106 г. это государство становится провинцией Римской Империи - Аравией). В I-м тысячелетии до н.э. на территории Набатеи существовало государство Эдом со столицей Петра. В 332 г. до н.э. на территорию Набатеи пришли греки и основали города Филадельфию (Раббат-Аммон) и Джераш. Стиль доисламской архитектуры Набатейского царства в силу влияния на него эллинистически-римских традиций характеризуется как сиро-эллинистический. Петра была городом, почти целиком высеченным в скалах красного песчаника с искусственными террасами, сооружёнными в разных уровнях и отвесными обрывами. Единственный доступ к городу открывался через узкую расселину скалы Сик, т.е. «улица». В VII в. проход был завален и только в XIX в. открыт заново, после чего и началось планомерное изучение древней Набатеи.

Жилища были вытесаны в склонах гор в 3-4 уровня и соединялись тянувшимися вдоль обрыва улицами-террасами. Внутри и снаружи дома покрывались стуком и лепными леталями с росписью, что придавало им особую художественную ценность. Среди общественных зданий выделяются театры римского периода в Джераше и Петре на 4000 и 3000 зрителнй Театр в Петре был высечен в скальных породах в III в. н.э.

Подлинным украшением Петры были усыпальницы, которые также вырубались в скалах красного и серого цвета. Более всего известны монолитные двухъярусные гробницы, в архитектуре которых ощутимо римское влияние. Таковы гробницы Эль-Хазне и Эль-Дейр. Точную дату из создания определить не удаётся, можно лишь предполагать, что они построены в период с I в до н.э. до III в н.э. Гробница Эль-Хазне решена в римском ордере, имеет двухъярусный фасад: в первом ярусе портик с фронтоном, в верхнем ярусе – фронтон разорван на две части, между которыми помещён круглый павильон, увенчанный орнаментальным антаблементом с акротериями. Коническая крыша павильона завершается композитной капителью, дополненной вазоном. Высота гробницы – 20 м. не менее торжественна гробница Эль-Дейр, высота которой достигает 44 м.

Языческие храмы и святилища в Набатее строились с IV в. до н.э. по I в. н.э. в северных областях (южная Сирия) из блоков чёрного базальта. Храмовый комплекс Сейя-Си в Джебель-Харуане расположен на склоне горы и три его двора опускаются ступенями ко входу. На третьей, самой высокой площадке находилось обнесенное оградой культовое место, а за ним стоял храм верховного божества Ваал-Шамина. Основные элементы композиции – четырёхстолпная квадратная целла с обходом и окружённое колоннадой культовое место, бесспорно связанное с древней традицией южной Аравии (храм в Хукке, мавзолей в Марибе) и традицией древнеиранской культовой архитектуры, по законам которой квадратный в плане алтарь устанавливался на 4-х столбах и занимал центральное островное место в храме. В архитектуру языческих храмов также проникало влияние античности (ордер, детали).

Архитектура Лахмидского царства, оставившая так мало следов, ещё ждёт своих исследователей. Предполагают, что она имела немалое значение для развития зодчества халифатов. Очевидно, в ней были заложены ростки идей, пустивших корни в исламском строительстве. Здесь нужно искать истоки планировки охотничьих замков и дворцовых ансамблей.

Что касается искусства Аравийского полуострова III – VI вв., то оно отличалось большой пестротой. Преобладающая часть кочевников-скотоводов (бедуинов) только ещё начинала своё культурно-художественное развитие. Особенно было развито декоративно-прикладное искусство – нанесение резного и чеканного узора на предметы быта, ковроделие. Исключительных высот достигла «поэзия пустыни» - величальные оды (касыды) вождю племени или хула его противникам, песни мести и траурные «заплачки», песни о смене состояний природы, о любви. Бедуинская поэзия впервые прибегла к монорифме, положив начало метрам ближне- и средне-восточного стихосложения.

Земледельческие племена юга Аравийского полуострова объединились в мощное независимое Химьяритское царство. Наряду с текстильным ремеслом были развиты дубление и обработка знаменитой йеменской кожи. Высоко ценилось йеменское оружие – мечи и панцыри. Развивалась каменная и бронзовая пластика, где фигуры людей, животных, растительный орнамент были предельно обобщёнными и схематизированными и выразительным декоративным элементом являлась надпись (эпиграфика).

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ:

1. «Счастливая Аравия»

2. Набатея

3. Лахмидское царство

4. Маин

5. Мариб

6. Иасиль-Барракиш

7. Мекка

8. Медина

9. Пророк Мухаммед

10. Харун-ар-Рашид

11. Джафар-аль-Мансур

12. Багдад

13. Дамаск

14. Самарра

15. Петра

16. Джераш

17. Гробница Эль-Хазне в Петре

18. Храм в Хукке

19. Храм Аввам в г. Мариб

20. Храмовый комплекс в Сейя-Си, г. Джабель-Хауран

ЛЕКЦИЯ N2: ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО И ТИПОЛОГИЯ МУСУЛЬМАНСКИХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ.

Вопросы для подготовки:

1. Особенности градостроительства мусульманского мира.

2. Фортификационные сооружения.

3. Основные типы жилых, культовых и общественных зданий

1. Арабы как бывшие кочевники не имели собственного опыта градостроительства. Но тем не менее арабы оказались энергичными градостроителями. Первые города часто возникали как военные лагеря для местопребывания гарнизона, многие сложились вокруг рибатов – пограничных укреплённых форпостов. Военный лагерь со временем превращался в резиденцию правителя. Резиденция отделялась от столицы, образуя особый недолговечный “царский город”. На ранних стадиях развития арабской культуры сложилось три типа городов:

1. Исторически сложившиеся города на пересечении караванных путей, возле сложившихся рынков.

2. Военные города – крепости-форпосты с внутренним двором на новых завоёванных территориях (рибаты), для которых выбирались места, удобные для обороны.

3. Города-резиденции.

В местоположении и конфигурации города первостепенную роль играла топография местности. Для города выбирали возвышенность, склон горы, скалистое плато или выступающий мыс, где его оборона облегчалась природными условиями. Правильная конфигурация свойственна лишь городам равнины. В Двуречье утвердился круглый план под влиянием ранних сасанидских городов Ктесифона и Гура. Таким городом правильной круглой формы, разделённой на 4 части в плане был ранний Багдад. От римлян арабы переняли прямоугольный поан, близкий к Гипподамовой системе с пересечением двух магистралей (Сфакс в Тунисе).

Основание города начиналось с возведения укреплений, дворца и мечети. Город окружался крепостной стеной, нередко двойной, с башнями. На верхней точке рельефа над городом (мединой) господствовала цитадель (касба или арк). В городских стенах прорезались ворота – с четырёх сторон или по числу путей, связывавших город с другими важными центрами страны. Городская застройка делилась на кварталы по этническому или социальному признакам. В центре города – шахристане – размещалась главная мечеть и торговые кварталы, где каждая улица была отведена определённому ремеслу. Рынки (сук) нередко выходили за городские ворота. Кладбища располагались за стенами города (в отличие от европейских городов). Города снабжались водой из рек и источников, нередко имели разветвлённую канализацию с открытыми коллекторами.

2.Фортификация до ислама была почти не известна. За полтора столетия арабы сделали значительные успехи в области военного строительства. В основе этого строительства лежал опыт римских пограничных фортов, по образцу которых возводились рибаты. У римлян проход в ворота обычно прямой и арабы долго сохраняли эту традицию, однако, в древности в Малой Азии был известен так называемый «коленчатый ход». Он появляется в укреплениях Багдада, Дамаска, Халеба. Ход для стрелков шёл обычно по гребню стены, иногда – в её толще. Уже с VIII в. арабы вели навесной бой через щели арок и в этом намного опередили Западную Европу, где машикули появились только с конца XII в. Как и у римлян, в крепостных воротах арабских цитаделей устраивались опускные решетчатые ворота.

4. АРХИТЕКТУРА ДВОРЦОВ И ДВОРЦОВЫХ КОМПЛЕКСОВ формировалась под сильным влиянием Сасанидов (Иран), от которых арабы переняли купольный аудиенц-зал с открытым на фасад трёхнефным сводом- айваном в качестве его преддверия. Загородные дворцы и охотничьи замки строились в первые столетия существования Халифата под сильным влиянием зодчества Лахмидов. Правители и наместники никогда не пользовались жилищем своих предшественников. Выбрав для своего жилища новое место из соображений безопасности, они тем самым обрекали старый дворец на медленное разрушение. Вот почему известны лишь немногие памятники средневековой дворцовой архитектуры.

АРХИТЕКТУРА ЖИЛИЩА. Среди многообразных типов арабского жилища можно выделить три основных типа: кочевая палатка, жилище дворового типа и жилище башенного типа. Дворовой тип хорошо приспособлен к условиям сухого влажного климата, равнины с песчаными бурями. Башенный тип жилища, распространённый в Южной Аравии и горном Марокко, сложился в обстановке родовой и племенной вражды. Деление жилища на мужскую и женскую половину, существовавшее в Ассирии, иране, Древней Греции, Риме было канонизировано. Элементы жилища, такие как лоджия-айван, занесенные из ранних восточных культур, появились вскоре и в Африке. Сформировался также особый тип жилища – фундук, функциональная структура которого строилась на сочетании жилых, торговых и конторских помещений.

КУЛЬТОВАЯ АРХИТЕКТУРА. Первая мединская мечеть представляла собой навес во дворе жилища Мухаммеда. В захваченных городах приспосабливались для молитвы и здания других религиозных культов, даже не брезговали молиться бок о бок с христианами. Со временем архитектура была призвана поддерживать престиж новой религии, и мечеть стала главным объектом строительства. Предельно простые формы литургии не были связаны с какими-либо специальными требованиями к культовому зданию. Если в христианской церкви совершается служба, за которой следят верующие, и если храмы других культов представляли собой святилище или «Дом Божий», то мечеть является всего лишь «местом молитвы». Этой функции удовлетворял простой арабский тип мечети, состоявший из зала с кровлей на столбах и лежащего перед ним двора. Арабы становились на молитву рядами, как в строю, отсюда – преобладание ширины над глубиной. Молящиеся обращают лицо в сторону Каабы – домусульманского святилища Мекки, почитание которого включается в религиозный кодекс мусульман. Главная планировочная ось мечети, фиксирующая направление на Каабу, называется «кибла»..Элементом и знаком, отмечающим это направление, является в интерьере мечети ниша с арочным венчанием – михраб. Происхождение этого элемента, очевидно, связано с алтарями доисламских культов, распространённых на территории древней Аравии. Молитва совершается и во дворе, поэтому на дворовом фасаде нередко тоже делается михраб, который в этом случае называется «аназа».

Христиане призывали молящихся в храм колокольным звоном, иудеи – звуком трубы, мусульмане стали возглашать призывом к молитве. Для этой цели стали возводить специальные башни – минареты, с которых служитель культа – муэдзин – созывал верующих на молитву.

Мечети различаются своими размерами и функциями. В городе строилась большая соборная мечеть – «ал-масджид ал джами» – для общегородской пятничной молитвы. Также строились десятки маленьких квартальных мечетей для ежедневной молитвы. Большая мечеть города была не только культовым, но и политическим и культурным центром. При мечетях создавались крупные библиотеки, там читались лекции, а некоторые мечети, как например мечети ал-Азхар в Каире и Каравайин в Фесе, стали прославленными университетами арабского мира. В крупных городах строились также пригородные мечети – «мусалла» - для молений по годовым праздникам при большом стечении верующих.

АТРИБУТЫ ЛИТУРГИИ. В соборных мечетях важной принадлежностью помимо михраба является «мимбар» – деревянная ступенчатая кафедра, которая появляется уже в ранних мечетях. Для халифа или наместника возле михраба возводится деревянная решётчатая ограда – «максура». Для проповеди также предназначалась «дикка» – деревянный помост, расположенный часто на одной оси с михрабом. С неё читал отрывки из корана имам.

ТИПЫ МЕЧЕТЕЙ ПО ОБЪЁМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОМУ РЕШЕНИЮ:

1. Мекканский тип – наиболее ранний, ведущий своё происхождение от домусульманских храмов. Это зальный тип мечети, где плоские балочные перекрытия кладутся на столбы или колонны, образуются поперечные нефы, параллельные стене с михрабом. Такая аморфная структура позволяет производить гибкую трансформацию плана: уширять здание в любом направлении, удлинняя нефы и увеличивая их число.

2. Дамасский тип – базиликальная схема, заимствованная из от Римской империи и ранней Византии. Это здание с продольными нефами, средний из которых шире и выше остальных. По оси этого нефа и размещается михраб. С помощью света достигалась большая выразительность и акцентировалась главная ось пространства.

3. Сводчатый тип с залом квадратной формы, перекрытым куполом. Этот тип заимствован из Ирана.

4. Совмещённый тип, совмещающий все эти типы или два из них (более поздние постройки).

С религиозным культом также связан такой тип здания как медресе – духовные семинарии. Они представляли собой политический государственный институт, где прививались доктрины, апробированные государством. Отсюда выходили теологи и законоведы, дипломаты и духовные наставники. Студенты и наставники жили при медресе за счёт установленного вакуфа – налога с бань, рынков и т.п. Идея медресе в её архитектурном воплощении оформилась в Бухаре и Харасане (Иран) уже в X – XI вв. В плане медресе представляют собой окружённый кельями – худжрами – двор с мечетью и аудиториями. Часто в медресе в особом помещении под куполом устанавливалась гробница его учредителя. Медресе по своей функции – сооружение скорее общественное, чем культовое.

Гробницы почитаемых аскетов и мистиков, купольные павильоны, чаще всего в форме открытого на все 4 стороны арками киоска «кубба» возникли как выражение чисто народных культов в противоположность учреждению официального культа – мечети. Мавзолеи правителей, членов их семей и приближённых часто входили в состав мечети или медресе, иногда объединялись в династийные некрополи (например некрополь Тимуридов в Самарканде – Шах-и-Зинда).

ЗДАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ. Интенсивная караванная торговля вызывала строительство в городах и на торговых путях постоялых дворов – караван-сараев и ханов, гостиниц – фундук. Средневековые рынки – сук – образовывали целую систему крытых улиц с мастерскими и лавками. Для торговли отводились специальные крытые пассажи – кайсария, тим. Особое значение в городской жизни получили бани – хамам, служившие помимо своего прямого назначения место деловых бесед и приятельских встреч. Уже с VIII в. в Сирии и Египте возникали больницы и госпитали – маристаны. Это были обширные комплексы с помещениями для стационарных и приходящих больных, с отделениями для душевнобольных, баней, кухней и др. помещениями. В городах средневековой Европы подобные учреждения не были известны. В мусульманском мире предпринимались серьёзные работы гидротехнического характера: строились мосты, стсьемы ирригации, устройства позземного и надземного водопровода, водоёмы и крытые цистерны, водяные мельницы. Развивалось садово-парковое зодчество, строились прекрасные декоративные водоёмы, павильоны и фонтаны.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ:

1. Рибат

2. Касба

3. Шахристан

4. Айван

5. Машикули

6. Фундук

7. Мечеть

8. Михраб

9. Кибла

10. Мимбар

11. Дикка

12. Максура

13. Аназа

14. Минарет

15. Ал-масджид-ал-джами

16. Мусалла

17. Мекканский тип мечети

18. Дамасский тип мечети

19. Сводчатый тип мечети

20. Смешанный тип мечети

21. Медресе

22. Мавзолей

23. Худжра

24. Караван-сарай (хан)

25. Сук

26. Кайсария (тим)

27. Хамам

28. Маристан

ЛЕКЦИЯ N 3: МАТЕРИАЛЫ, СТРОИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И КОНСТРУКТИВНЫЕ СИСТЕМЫ МУСУЛЬМАНСКОГО МИРА.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:

1. Конструкции перекрытий: плоские и сводчатые. Типы арок и куполов.

2. Системы подкупольных конструкций.

3. Принципы построения формы в архитектуре ислама.

4. Декоративные элементы, пластическая обработка поверхности, орнаментика.Виды орнамента. Использование света в интерьере.

На ранних стадиях развития мусульманской культуры арабы учились строить у покорённых народов. Развивая строительную технику, они использовали сообразно с местными условиями природный камень, кирпич, дерево, в отделке применяли мрамор, мозаику, резное дерево и стук, металл. Широко использовался строительный опыт местных зодчих, ремесленников и строителей – коптов, греков, сирийцев, иранцев, для отделки зданий привлекались художники-христиане – живописцы и мозаицисты. Заимствование отдельных элемнтов из римских и византийских построек накладывает специфический отпечаток на ранние культовые сооружения арабов. Тем не менее, синтез разнородных частей даёт ростки ряда локальных школ с собственными неповторимыми чертами.

Изображения на миниатюрах из Кашмира воспроизводят ситуации, связанные с подготовкой строительных материалов: добычей природного камня, заготовкой глины, а также - строительные процессы: подготовку и тромбовку стен, обработку деревянных деталей интерьера. На миниатьре XV в. из Герата показано возведение портала. На миниатюрах из Узбекистана периода монгольской империи изображён план здания, нанесенный на модульную сетку, которая корректирует размеры окон, дверей, масс стены и т.д.

1. КОНСТРУКЦИИ С КРЫШАМИ НА АРКАДАХ.

Первые мечети Египта, Сирии, Испании имели простое конструктивное решение: залы заполнялись аркадами, поставленными параллельными рядами. Аркады покрывались плоскими крышами с небольшим уклоном. Иранцы, строившие почти исключительно из кирпича, никогда не вводили в практику аркады на колоннах, у них аркада покоится на квадратных в сечении каменных столбах. Наоборот, арабская аркада почти всегда поставлена на колонны.

Независимо от полуциркульной арки арабы часто применяли подковообразную, а также - стрельчатую арку. Стрельчатая арка, часто встречавшаяся в сасанидском Иране, обычная форма арабской арки. Линии швов кладки обычно сходятся в одном центре. Наклон рядов кладки легко регулируется при помощи простого шнура. Подковообразная арка впервые появилась в сасанидском Ктесифоне. Опоры этой арки имеют уступ на уровне её пят для установки кружал. Внутренняя поверхность арки покрывалась штукатуркой. Уступ обрабатывался штукатуркой в виде ската, составляющего продолжение внутренней криволинейной поверхности арки. Так родилась форма, пережившая строительный приём. В странах, где лес редкость, кружало использовалось только для верхней части арки, причём оно устанавливалось на консолях, выступающих на внутренней поверхности арки. По окончании работ консоли не уничтожали, а обрабатывали штукатуркой. Такая обработка придаёт внутреней поверхности арки трёхлопастную форму. Килевидная арка – поздний вариант, заимствованный из Индии, образуется напуском рядов каменной кладки. Фестончатые арки могут быть получены при посредстве выступов кирпичной кладки, обработанной штукатуркой.

Арки группируются в различные системы аркад. Наиболее древняя схема гипостильного зала мечети Амру в Каире (VII в.), где распор арок воспринимается затяжками. В конце каждого ряда арок – двойная колонна. В мечети Омейядов в Дамаске нефы разделены двумя рядами больших аркад. Над ними - маленькие аркады, служащие для разгрузки плоскости стены. Для достижения значительной высоты аркады при колоннах малого размера применялись многоярусные и переплетающиеся арки. В Кордовской мечети на первый ярус колонн поставлен второй ярус столбов или колонн. Такую постройку можно было возвести только за счёт уменьшения устойчивости. Чтобы избежать возможных искривлений, стали прибегать к промежуточным аркам. Затем, когда принцип был установлен, стали соединять попарно составные подпорки при посредстве переплетающихся арок. Этот способ имел то преимущество, что обеспечивал большую жёсткость конструкций, и во всех отношениях был рационален. Чтобы облегчить несомую конструкцию и сделать более устойчивыми арки в их верхней части, а также использовать их для несения крыши, над ними возводили тимпаны из кирпича в виде решётки, ячейки которой заполняли декоративными панно. В Иране в большинстве случаев используется стрельчатая форма арки. В Сирии, Египте, Испании до IX в. сохраняется полуциркульное или подковообразное очертание. В Египте стрельчатое очертание начинает преобладать только с конца IX в. В Испании, Марокко, Алжире преобладают переплетающиеся и арки с ажурными тимпанами, а также - трёхлопастные и фестончатые.

ДЕРЕВЯННЫЕ ПЕРЕКРЫТИЯ. К деревянным перекрытиям относятся террасы, крыши, деревянные купола. Террасы представляют собой обыкновенный плоский брусчатый настил, поддерживающий слой глины, который служит защитой от солнца и дождя. Крыши со скатами составляют исключение и бывают двух типов: архаического (типа фермы), где ригель является несущим, и римского типа, где ригель служит затяжкой. Для потолочных балок и для настила террас не было иного материала, кроме стволов пальм. Но пальмовое дерево – худшее из всех сортов, поэтому пальмовые стволы укладывали между двумя поставленными на ребро толстыми досками. Этот приём оставил свой след в округлёном профиле большей части балок из хорошего дерева.

Строились также земляные сооружения с деревянным каркасом. Для этого типа строится остов из пальмовых стволов, на котором посредством намёта известкового раствора лопаткой без всяких кружал возводят кессонное перекрытие из земли, обработанное снизу в виде монастырских сводов.

В конструкциях деревянных куполов арабы применяли судостроительные приёмы. Такой купол состоит из двух оболочек, помещённых одна в другую и независимых друг от друга. Такой купол сохранился в мечети Куббат-Ас-Сахра в Иерусалиме.

СВОДЫ. В западных странах Халифата применялись преимущественно стропильные конструкции покрытий, на Ближнем Востоке развивались древние традиции иранских сводов. Как правило, смводы возводились без кружал (сказывалось отсутствие дерева). Кладка радиальными рядами, требующая кружал, применялась лишь для отдельных арок или для верхних частей цилиндрических сводов. Цилиндрические своды – наиболее древняя конструкция. Когда требовалась большая прочность, свод выполнялся в несколько перекатов, уложенных один по другому. Внутренний перекат выкладывается рядами вдоль оси, а последующие – радиальными рядами. Это весьма рациональное сочетание двух систем восходит к самой глубокой древности.

Существует два способа увязки клинчатой части свода с его опорами из горизонтальных рядов: иногда этот переход достигается при помощи постепенного наклона горизонтальных рядов, в других случаях горизонтальные рядв стёсаны по наклонной плоскости, которая служит опорной пятой. Известна кирпичная конструкция свода «балхи», происходящая из древней Месопотамии.

Своды на нервюрах в арабской архитектуре появляются только в X в. в Испании (Кордова, Толедо). Таким образом, в арабской архитектуре нервюрная система появляется за полтора столетия до её появления в архитектуре Франции. Но арабы никогда не применяли нервюры в крестовых сводах.

КУПОЛА. Системы куполов получили в арабской архитектуре широкое применение. Переход от четверика стен к куполу осуществляется у них различно, но в основе лежат две основные конструкции: парус и тромп. Считается, что различные формы арабских куполов являются вариациями иранского свода. Нормальный иранский купол имеет очень повышенный профиль и напоминает по форме яйцо. Часто купол, сферический в своей нижней части, в вершине принимает форму конуса. Такой купол по аналогии с подобной формой арки называется стрельчатым. Конструкция купола иногда выполняется пустотелой – состоящей из двух кирпичных оболочек, связанных при помощи распорок и переплетающихся арок. Таким образом, получается более лёгкий свод с меньшим распором. Примером может служить купол мавзолея Олджейту в Солтание (Иран). Конический купол появился в Армении около X в., а в XI в. его заимствуют турки-сельджуки. Используя кирпич, они придают ему ребристую поверхность и применяют складчатую облицовку, увеличивающую прочность свода и усиливающую декоративный эффект. Ячеистый купол с горизонтальными рядами кладки состоит из маленьких ниш, поднимающихся выступами одна над другой. Таким куполом увенчан мавзолей Зубейды в Багдаде. Луковицеобразный купол, профиль которого едва намечался в деревянном своде Куббат-Ас-Сахра, приобретает существенное значение только в Иране около XVI в., в то время, когда ислам проникает в Индию. По-видимому, эта форма и была заимствована из Индии, где он встречается в более раннюю эпоху.

2. ПОДКУПОЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ в мусульманской архитектуре бывают различными:

1. Купола на конических парусах (тромпах), происходящих от конического тромпа древнеиранского типа. Иногда он воспроизводит форму и структуру этого тромпа, часто выкладывается горизонтальными нависающими рядами. Если парус большого пролёта, то то горизонтальные ряды его кладки, повышающиеся ступенями, могут дать усадку. В этих случаях прибегают к аркам из крупных кирпичных блоков, которые возводят без кружал. Они имеют достаточную жёсткость для поддержки массы кладки.

2. Купола на сферических парусах. Парус в виде сферического треугольника является особенностью византийской архитектуры. В арабской архитектуре он появляется только после завоевания Константинополя турками. Примером может служить мечеть султана Баркука в Каире.

3. Купола на ячеистых парусах. Если укладывать кирпич горизонтальными рядами уступами, то получится ячеистая поверхность. Обработка в дальнейшем ячеек гипсом даёт орнаментальный сталактитовый свод, чудесные образцы которого можно найти в Альгамбре (Испания). Этот тип обработки поверхности свода появился в XIII в.

4. Купола на пересекающихся арках (нервюрах). Здесь опорой для свода служат крупные рёбра-арки, пересекающиеся из угла в угол подкупольного многогранника. Часто такие пересекающиеся арки образуют на внутренней поверхности купола декоративный геометрический узор.

СИСТЕМЫ УРАВНОВЕШИВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАГРУЗОК:

1. Выносные пяты – приём, позволяющий уменьшитьи лучше направлять распор при помощи выкладки напуском нижних частей свода.

2. Скрепления. Своды, носящие на себе печать иранского и византийского влияния поддерживаются, по крайней мере, в период стройки. Деревянными связями. Сохранилиидеревянные связи аркады большой мечети Амру в Каире. Большая часть куполов, особенно луковичных XVI в. содержат в самой кирпичной кладке одно или несколько звеньев деревянных скреп.

3. Распределение нагрузки. Арабские зодчие обычно помещали опорные элементы внутри здания, точно так же, как это делали древние иранцы, римляне, византийцы. Встречаются постройки, где система распределениянагрузок применена так же умело, как в сооружениях средневековой Франции. Мечеть-мавзолей в Султание (Иран) признана в отношении статики образцовой: цилиндрические своды высокмх галерей служат настоящими аркбутанами, превращая стены и перекрытия в структуру, воспринимающую распор главного купола. Распор этого купола, расположенного на несущих его подпружных арках, преобразуется ими в распор, приходящийся на углы здания. Чтобы обеспечить устойчивость угловых устоев, их нагрузили тяжестью минаретов. Эти минареты совершенно эквивалентны пинаклям на вершинах контрфорсов готических христианских церквей. За исключением готики, ни одна архитектура не даёт такого глубокого анализа распора в сводчатой конструкции и не находит более остроумных и изящных способов борьбы с ним. Это совсем не то, что мы видим в римских постройках на растворе: там - инертная масса, оказывающая противодействие, здесь - структура, живой и работающий организм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: