Святыня, её метафизические лики и значение в культуре 7 страница

[1060] Подобные состояния имеют самое прямое отношение к экзцистенциальным качествам личности и схватываются в соответствующих экзистенциалах. Мы касались этого в 9 лекции из гносеологического раздела курса.

[1061] Для Э.Фромма радость - это “спутник всякой продуктивной деятельности”(“Психоанализ и этика”, С.147); для В.Франкла со ссылкой на Шелера - “ направленная эмоция” (“Человек в поисках смысла”,С.169); для Лоренца - следствие преодоления жизненных препятствий (“Восемь смертных грехов цивилизованного человечества”, С.24).

[1062] Шелер М. Указ. Соч., С. 373.

[1063] Франкл В. Там же, С.120. Типичный пример такого избыточного внимания к своим внутренним психическим состояниям дают романы Марселя Пруста.

[1064] которые исключительно многообразны, начиная с социально ориентированного жеста и предметов быт и кончая ценностью тех или иных государственных институтов типа Федерального собрания.

[1065] Этой своей парадоксальностью бытие ценности естественным образом сопрягается с парадоксальностью бытия сознания, о чем речь шла на предыдущих страницах. И это не случайно, ибо ценностные содержания в виде переживаний, смыслов и образов - важнейшая стихия бытия последнего.

[1066] Вспомним его знаменитое утверждение о том, что любой, самый плохой, архитектор на порядок превосходит любую пчелу в том, что предварительно строит идеальный образ дома в своем сознании. Маркс подчеркивает здесь идеальный механизм целеполагания. (Маркс К., Энгельс Ф.Соч.2-изд. Т.23, С.189).

[1067] У него обосновывается идея, что чувство и знание красоты и добра предшествуют оценкам предметов и вещей как прекрасных и добрых. (Мур Дж. Принципы этики. М., 1984. С. 282).

[1068] Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994, С. 286. Солидаризуясь с М. Шелером., он также показывает, что “ценность есть условие определенных чувств и желаний, а не следствие их” (Там же, С. 287).

[1069] “Ценность, на которую направлено действие, трансцендентно по отношению к самому этому действию” (Франкл В. Указ. Соч., С. 170).

[1070]для которого, как мы помним, идея трансцендентально-идеальной природы ценностного суждения все же предпочтительнее сугубо биологических объяснений.

[1071] Напомним, что сами скептики хотя бы стремились к воздержанию от суждений и к атараксии.

[1072] См. соответствующую лекцию в разделе «Онтология».

[1073] Шелер М. Указ.Соч., С.358.

[1074] Эта необратимость и перманентность актов жизненного выбора была хорошо схвачена и исследована М.М.Бахтиным в его “Философии поступка”, о чем мы уже писали выше.

[1075] Тут возникает свой пучок чисто содержательных ценностных коллизий, связанный с бытием или небытием объективных и абсолютных ценностных содержаний. Ниже мы коснемся этой важнейшей проблемы.

[1076] Флоренский П.А. Имена. Кострома, 1993, С.90-91.

[1077] В этом пункте П.А. Флоренский абсолютно совпадает с М. Шелером, для которого ценностная модальность “святости” также является наивысшей. В принципе, без большого ущерба можно заменить категорию святости, если она кого-то отталкивает по мировоззренческим соображениям, терминами “благородство”, “альтруизм” и т.д.

[1078] Соловьев В.С. Соч. В 2-х т., т.2. М., С.604.

[1079] иногда, как в случае с нижеприводимым примером, было бы даже вернее использовать словосочетание «антикультурный удар».

[1080] Соответственно в пирамиде антиценностей им будут бинарно противостоять ценности с приставкой “анти”.

[1081] См. его классификацию ценностей на ценности творчества, переживания и отношения (Франкл В. Указ соч, С.173-174).

[1082] Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992, С.430-435.

[1083] Попытку обобщить разнообразные подходы к ценностям и принципам их классификации можно найти в статье Д.А.Леонтьева “Ценность как междисплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции”// Вопросы философии, 1996, №4.

[1084] Здесь в основание выделения ценностей могут быть положены и антропологические основания, в частности, вычленение в человеке уровней тела, души и духа. Такой подход является универсальным для многих философско-антропологических подходов и на Западе, и на Востоке, равно теистических и нетеистических. Об этом мы уже писали при выделении различных уровней и сфер сознания.

[1085] Подобная проблематика входит в компетенцию ряда философских аксиологических дисциплин (этики, эстетики, философии культуры, ряда разделов религиоведения и философии науки), а также таких наук как культурология, экономика, право, политология и т.д. Ниже, в рамках последней темы аксиологического раздела, мы обсудим лишь проблему носителей высших ценностей.

[1086] Платон. Соч. В 4-х т., т.3(1). М., 1971. М., С.230-231.

[1087] Критике иллюзорности и разрушительности материального потребительства посвящено огромное количество философских и социально-психологических работ. Отсылаем читателя к одному из лучших философских исследований этого феномена - к уже упоминавшейся работе Э. Фромма “Иметь или быть”.

[1088] За исключением особых ценностных состояний типа радости.

[1089] Там же.С.232.

[1090] Мы далеки здесь от желания перечислить все возможные витальные ценностные модальности, хотя число их не может быть бесконечным.

[1091] Кто-то в соответствии со своим личным ordo amoris предпочитает предметы добротные, пищу полезную, а в эмоциональной сфере пуще всего ценит остроту ощущений и азарт. Другой человек, напротив, предпочтет вкусовые качества продуктов их питательности как в случае с нашим “хлебным примером”, отдаст приоритет модности вещи по сравнению с ее долговечностью, а в эмоциональной сфере предпочтет эмоциональное “чувство защищенности”, как это было свойственно, например, отечественному мыслителю В.В. Розанову.

[1092] ведь для одного мясо - польза; для другого - вред; один любит разумный комфорт, а для другого нет ничего более ценного, чем спартанские условия походного быта.

[1093] учитывая, что анализ базовых социально-ценностных модальностей, их конкретных исторических и культурных наполнений, а также роли в социальном познании, - входит в компетенцию социологии. Там уже даны блестящие образцы подобных исследований, если обратиться к работам Г. Зиммеля, М. Вебера и особенно П.А. Сорокина.

[1094] Данная проблематика входит в компетенцию философии техники.

[1095] такое понимание техники блестяще развито в теории органопроеции П.А.Флоренского.

[1096] Сегодня при поступлении в вузы экзаменаторы все чаще сталкиваются с фактами незнания таблицы умножения и абсолютной неспособностью связно и грамотно письменно излагать свои мысли. Тем более удивительно, что творцы реформы образования все время скатываются к тому, что отбор абитуриентов в вузы должен быть основан прежде всего на тестах, забывая, что тем самым реализуется совершенно иной, куда как менее творческий тип мышления.

[1097] Классическая критика гипертрофированного экономизма марксовского типа дана в работе С.Н. Булгакова “Философия хозяйства” (См. Булгаков С.Н. Соч. В 2-х т., т.2. М., 1993).

[1098] См. Прекрасную и до сих пор не потерявшую своего значения работу П.Н.Савицкого ”Хозяин и хозяйство”(Савицкий П.Н. Континент Евразия. М., 1997).

[1099] См. Материалы уже несколько лет издающегося при Центре общественных наук МГУ им. М.В. Ломоносова журнала “Философия хозяйства”, а также монографию известного специалиста в этой области Осипова Ю.М. “Очерки философии хозяйства”. М., 2000.

[1100] В трактовке этой пары модальностей мы расходимся с М. Шелером.

[1101] Соловьев В.С. Соч. В 2-х т.,т.1.М., 1988, С.454.

[1102] Проблема содержательного характера так называемых “абсолютных ценностей” будет обсуждаться в рамках следующей темы.

[1103] Здесь достаточно вспомнить мистический ужас, который пережила Русь во времена правления Ивана Грозного, когда он на достаточно долгое провозгласил царем татарина Симеона Бекбулатовича и сам же отдавал ему шутовские почести.

[1104] См. О современной культурной ситуации и о перспективах выхода из этого “затянувшегося карнавала” в многочисленных публикациях одного из авторов.(Напр.: Миронов В.В. Наука и “кризис культуры” (или “затянувшийся карнавал?)// Вестн. Моск.Унив.Сер.7.Философия, 1996,№ 5-6.

[1105] Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992, С. 482-484.

[1106] Эта ценность воплощена великим русским писателем в образе старца Зосимы.

[1107] Данная духовная ценностная максима вложена Достоевским в уста князя Мышкина.

[1108] Соловьев В.С. Соч. В 2-х т.,т.2. М.,1988, С.305.

[1109] Между прочим книги Блаватской лежали на столе у А. Эйнштейна.

[1110] Здесь только важно не путать великого русского философа Владимира Соловьева с его братом Всеволодом - бездарным беллетристом, перу которого принадлежит насквозь лживая и тенденциозная книга о Блаватской “Разоблаченная жрица Изиды”.

[1111] Отсылаем читателя к весьма содержательной книге известного физика, показывающего близость многих физических и религиозных подходов (Владимиров Ю.С. Фундаментальная физика, философия и религия. Кострома, 1996.

[1112] Блаватская Е.П.Ключ к теософии. М., 1993, С.59.

[1113] Ясно, что если человек голоден, то его не заставишь читать В.С. Соловьева или слушать Моцарта.

[1114] Булгаков С.Н. Соч. В 2-х т., т.2.М., 1993.С.126-127.

[1115] Сорокин П.А.Дальняя дорога: Автобиография. М., 1992,С.204.

[1116] Там же, С.205.

[1117] Богатейший статистический материал такого рода приведен в работе Гундарова И.А. “Демографическая катастрофа в России: причины, механизмы преодоления”. М., 2001.

[1118] Что, смеем надеяться, нам до известной степени удалось.

[1119] Именно это имели ввиду философы античности, говоря о том, что «многознание уму не научает»

[1120] Типа той рациональной аргументации, которую, приводит в доказательство прагматической пользы альтруистической любви Питирим Сорокин. (См. Источник, уже указанный в рамках предыдущей Лекции, а также другую его работу: Сорокин П.А. “Главные тенденции нашего времени”. М., 1993).

[1121] Особенно в ранней феноменологической традиции с ее ярым гуссерлевским антипсихологизмом.

[1122] Такой образ Учителя с большой буквы дан в романе Г.Гессе “Игра в бисер”. Это - мастер музыки, учитель главного героя романа Йозефа Кнехта.

[1123] Как нагорная проповедь Христа или первая проповедь Будды в Бенаресе после дьявольских искушений первого в пустыне, а второго под деревом боддхи.

[1124] типа толстовской “Исповеди”.

[1125] Как великий этический труд Исаака Сирина “Слова подвижнические”.

[1126] Классический аксиологический роман ХХ века, где есть этот дух ценностного “перешагивания пределов” ради “служения миру” - все та же “Игра в бисер” Германа Гессе.

[1127] Как в тех же романах Пруста или Джойса. Тип интеллигента ХХ века, задавленного бесплодной субъективистской рефлексией, блестяще вывел тот же Гессе в образе Тигуляриуса.

[1128] “Доминанты другого”, как говорил выдающийся отечественный физиолог А.А. Ухтомский.

[1129] о чем многие из них оставили прямые письменные свидетельства - даже весьма прохладно и скептически относившийся к феномену религиозной святости Н.А.Бердяев. Он с глубоким уважением пишет об одном из последних оптинских старцев о. Алексее Мечеве. См. Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М., 1990, С.191.

[1130] С сохранением всех черт объективности, о которых речь шла выше. Как ни странно, но, примеру, Н.О. Лосский не различает ценностей объективных и абсолютных. (Лосский Н.О. Указ. Соч., С.288).

[1131] В качестве примера можно сослаться на деятельность первого коменданта Берлина генерала Берзарина, самоотверженная организаторская работа которого буквально спасла от голодной смерти и болезней тысячи берлинцев, в том числе и тех, кто сражался против советских войск.

[1132] См. раздел “Что такое модус обладания” из книги Э.Фромма “Иметь или быть”.М., 1990

[1133] См. Фрагмент ”Бег наперегонки с самим собой” из его книги “Восемь смертных грехов цивилизованного человечества”\\Лоренц К. Указ соч., С.16-19.

[1134] буквально “носимому” ветрами исторического времени в социальном или экзистенциальном пространстве.

[1135] Подобными фактами переполнена современная периодическая печать.

[1136] Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992, С.350-351. Буквально ту же мысль о полном согласии духовной варваризации с прогрессирующим техническим развитием чуть позднее разовьет Э. Кассирер в своей последней работе “Миф государства”.

[1137] В этой связи бессмысленно задаваться вопросом: чья жизнь и творчество в большей мере явили всеобщие ценности - жизнь А. Швейцера или П.А. Флоренского? Обе жизни - прекрасны, но каждая по своему.

[1138] Прекрасный анализ основных форм национализма, не устаревший по сию пору читатель найдет в статье виднейшего теоретика евразийства Н.С, Трубецкого “Об истинном и ложном национализме” // Трубецкой Н.С. Наследие Чингис хана. М., 1999.

[1139] Что сегодня весьма свойственно современной американской культуре и воинствующему панисламизму.

[1140] Так, античная демократия и европейский рынок 19 века разительно отличаются от современного рынка и современных форм демократии.

[1141] Приведем лишь три примера, эмпирически обосновывающих этот тезис.

1) Тип хозяйства в России, особенно сельского, в принципе не может носить чисто капиталистического рыночного характера по причинам исключительной суровости климатических условий. Особенно это справедливо по отношению к Сибири. Здесь главная задача хозяйственной деятельности не столько произвести товар для продажи на рынке ради денег, сколько воспроизвести жизненный и культурный уклад в экстремальных условиях существования. А если уж входить в структуры мирового рынка, то с учетом гигантских и совершенно объективных издержек любого производства (морозы, огромные континентальные расстояния и т.д.). Иными словами: здесь есть факторы, существенно корректирующие и релятивизирующие ценность рынка.

2) О какой социальной конкуренции можно всерьез говорить в условиях редкого населения Сибири да еще в таких климатических условиях? Здесь каждая пара рук на счету. И ясно, что здесь абсолютной социальной ценностью будет социальная взаимовыручка. Это в условиях Европы при гигантской плотности населения на ограниченном участке Земли принцип социальной конкуренции позитивен. Так отбираются ответственные и законопослушные работники, обеспечивающие качественное производство и социальную стабильность. Маргиналии же и пассионарии исторически “сбрасывались” в колонии.

3) Для европейских стран, чья площадь редко превосходит площадь одной области в России, совершенно нормально голосовать за отдельного депутата, который потом будет представлять эту территорию в федеральном органе. Он - близко, его легко контролировать и оказывать на него постоянное воздействие. У нас же голосовать на местах за отдельного, да еще не проверенного в реальном деле человека, - значит обрекать себя на бесконтрольность центральной власти и полную оторванность ее от интересов народа. Для многих карьеристов и прохиндеев в таких условиях сверхзадача - любой ценой избраться в центральный законодательный орган и по возможности закрепиться в Москве, а выражать волю своего электората - это уж дело чуть ли не вторичное. И поди здесь попробуй окажи на них вразумляющее воздействие с мест: они ведь порой - за тысячи километров от своего электората.

В России при ее гигантских пространствах и вполне определенных общинно-вечевых исторических традициях парламентаризм западного типа представляет собой весьма сомнительную социально-политическую ценность, что и подтверждается весьма низким функциональным, интеллектуальным, и моральным уровнями ее реального парламентаризма. В этих условиях гораздо целесообразнее отбирать для представительства в федеральных органах людей, уже проверенных на местах в реальном деле. Делегировать же их в Москву следует лишь на время сессий для принятия важнейших государственных решений (благо наличие электронной почты и Интернета позволяет весьма эффективно наладить циркуляцию правовых бумаг) с последующим отчетом о деятельности перед местными (областными, краевыми) законодательными собраниями. Так было не только в СССР, но и в период деятельности Земских соборов.

[1142] Булгаков С.Н. Соч. в 2-х т.,т.2, С.456.

[1143] Аксаков К.С. Еще несколько слов о русском воззрении\\. “Россия и Запад в отечественной публицисттике Х!Х века”. Хрестоматия в 2-х т.,т.1 (составитель Смолкина Н.С.).М., 1995, С.225.

[1144] Там же. С. 228.

[1145] Конкретно-всеобщий - диалектический - характер отношений между национальным и общечеловеческим становится все менее очевидным по мере движения от высших рядов ценностей к низшим. Так, на уровне естественных наук, конкретных промышленных технологий, а, тем более, каких-то витальных ценностей общечеловеческое все более приобретает абстрактно-всеобщий, то есть почти одинаковый для всех стран и народов характер. Эту закономерность уловил С.Н. Булгаков в статье “Размышления о национальности”\\ Булгаков С.Н. Соч. В 2-х т., т.2. М., 1993, С. 453-454. Однако вопреки мнению русского философа, что “техника жизни,...теоретическая и прикладная наука... суть безличное анонимное достояние единого человечества” (Указ. Соч., С.454) конкретно-всеобщая поправка на национальные особенности все же, по видимому, сохраняется и тут. И технологии эксплуатируются по-разному, и кухня у всех народов достаточно своеобразная, да и в рамках развития тех или иных научных направлений может быть обнаружена определенная национальная специфика. Такое своеобразие российской географической науки по сравнению с германской географической наукой тонко подметил в свое время П.Н. Савицкий, о чем мы уже писали выше.

[1146] Хотя, как известно, идеалы в течение последних веков формулирует именно интеллигенция.

[1147] Об опасных утопиях в связи с нынешними тенденциями глобализации, весьма напоминающих утопии великого инквизитора из бессмертной притчи Ф.М. Достоевского см. в статье одного из авторов. - Иванов А.В. Глобальный сценарий великого инквизитора// Вестник российского философского общества, №1, 2002.

[1148] Конечно, следует иметь в виду, что благие декларации лидеров социальных переворотов часто камуфлируют их откровенно порочные и эгоистические цели, чего никак нельзя сказать об основной массе рядовых исполнителей, в эти цели безусловно верящих.

[1149] См. Кант И. Соч. В 6-ти т., т.3. М., 1964, С.501.

[1150] Кант И. Критика способности суждения. М., 1994, С.101.

[1151] Там же, С.102.

[1152] Кант И. Соч. В 6-ти т., т.3. М., 1964, С.502.

[1153] Правда, в “Критике способности суждения” И. Кант смягчит позицию и признает возможным воплощение эстетического идеала (Кант И. Критика способности суждения, С. 102-104)

[1154] Кант И. Соч. В 6-ти т., т.3. М., 1964, С.502

[1155] Кант И. Соч. В 6-ти т., т.4(2).М.,1965, С.375.

[1156] Мы, естественно, не собираемся возлагать на Канта какую-либо вину за это, подобно тому, как возложил на него ответственность за германский милитаризм В.Ф. Эрн в своей работе “От Канта к Круппу”. (См. Эрн В.Ф. Сочинения. М., 1991). Ясно, что недостатки теоретической позиции великого немецкого философа не имеет никакого отношения к тем разрушительным псевдоидеалам, посредством которых впоследствии “переделывалось” общественное бытие в Европе и в России. К тому же Кант - в отличие от последующей традиции - ни на минуту не забывал, что идеал - это прежде всего требование к индивидуальному и свободному человеческому поступку. Показательно здесь другое - само просвещенческое отношение к идеалу, как к чему-то абстрактно-рассудочному и лишенному живого измерения.

[1157] Фромм Э. Душа человека. М., 1992.С. 371.

[1158] См. Священник Павел Флоренский. Сочинения в 4-х т.,т.3(2). М., 1999, С.125.

[1159] Он прямо подчеркнул, что личность учителя первична по отношению к тому, что он говорит. (Vivekananda Swami/ Selections from Swami Vivekananda. Calcutta, 1946. P.65.

[1160] Govinda, Lama Anagarika. The Way of the White Clouds. A Buddhist Pilgrim in Tibet. Berkeley. California,1970, P.115.

[1161] Новгородце П.И. Об общественном идеале. М., 1991, С.67.

[1162] Фейербах Л. Указ. Соч, С.802-803.

[1163] Суть этой иронически-игровой формы бытия удачно выразили известные советские диссиденты П. Вайль и А. Генис, подметив, что ирония, “не зная правды, учит тому, как без нее жить” (Вайль П., Генис А. Гражданская война. Фрагмент из книги “60-е”\\Даугава, 1990, №1, С.88.

[1164] сегодня самым массовым материальным носителем ценностей (и антиценностей), безусловно, является Интернет. В этом плане он представляет самостоятельную социальную ценность.

[1165] В связи с бурным развитием электронных коммуникаций можно предположить определенную утрату городами функции культурных центров и неизбежное нарастание деурбанизационных тенденций, что, впрочем, выходит за пределы непосредственной проблематики нашего лекционного курса.

[1166] Более подробный анализ связи географической среды с механизмами фиксации и сохранения культурных ценностей можно найти в следующей содержательной монографии: Веденин Ю.А. Очерки по география искусства. СПб., 1997.

[1167] Сорокин П.А. Дальняя дорога: автобиография. М., 1992, С.48.

[1168] или целая система ценностей прежде всего, конечно, духовного плана.

[1169] Соловьев В.С. Сочинения в 2-х т., т.2. М., 1988, С.305.

[1170] Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М., 1985, С.366.

[1171] Флоренский П.А. У водоразделов мысли. М., 1990, С.344.

[1172] Флоренский П.А., священник. Сочинения. В 4 т. Т.2. М., 1996, С.363.

[1173] будь то пространство планеты, страны, региона, музея, дома.

[1174] Даль Вл. Толковый словарь живого великорусского языка, т. 4. М., 1995, С.161-162.

[1175] Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993, С.225.

[1176] Флоренский П.А., священник. Сочинения. В 4 т. Т.2. М., 1996, с.412.

[1177] См. Знаменитое письмо П.А. Флоренского - В.И. Вернадскому, где отец Павел высказывает свою гипотезу пневматосферы\\ Русский космизм: Антология философской мысли. М., 1993, С.164-165.

[1178] Рерих Н.К. Душа народа. М., 1995, С. 73.

[1179] Флоренский П.А. Указ. Соч., С. 353.

[1180] А всегда существует угроза подмены этого естественного - исходящего из самого естества мира - света лубочными красками и механическими подсветками.

[1181] Более подробно о возможных политических механизмах реализации агиократии см. в книге: Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Духовно-экологическая цивилизация: устои и перспективы. Барнаул, 2001.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: