Функции рынка

Сущность рынка.

Для использования достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства и в коночном счете для более полного удовлетворения потребностей общества, лучше всего приспособлена современная рыночная система. Лежащий в основе этой системе рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов, высокоэффективных в хозяйственной деятельности.

Можно дать несколько определений рынка:

Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, т.е. отношение спроса и предложения.

Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, т.е. совокупность отношений товарного обмена.

Рынок – это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

Возникновение и становление рынка – это следствие длительного исторического периода. Исторические условия, сделавшие рынок объективно необходимым, это:

1) это общественное разделение труда, возникшее в глубокой древности;

2) экономическая обособленность производителей.

Степень развития рынка определяет и его масштабы.

Рынок – это совокупность взаимоотношений, связей между отдельными самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами, взаимодействие которых в качестве покупателей и продавцов приводит к возможности обмена.

Рынок – это современная экономическая система, это общемировая ценность, результат исторического развития человеческой цивилизации.

Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций:

Информационная функция:

Рынок – это средство взаимосвязи продавцов и покупателей, распространяет информацию о том, что именно хотят продать продавцы и, по какой цене, и что именно приобрели бы или приобретут в будущем покупатели. При этом рынок не должен быть обязательно каким-то конкретным географическим местом. Любой источник информации о продаже и покупке товаров и услуг формирует рынок этих товаров.

Посредническая функция:

Экономические обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить – на сколько взаимовыгодной является та или иная экономическая технологическая взаимосвязь между конкретными участниками общественного производства.

Ценообразующая функция:

В результате взаимодействия продавца и покупателя, рынок устанавливает взаимоприемлемые и для первого, и для второго цены на товары (услуги), стимулируя тем самым их производство и сбыт.

Регулирующая функция:

Эта функция связана с воздействием рынка на все сферы экономики, и прежде всего на производство. Именно рыночная система дает ответы на вопросы: «Что?», «Как?», «И для кого?» производить.

Санирующая функция:

Рыночный механизм – это не благотворительная система, она и жесткая, и жестокая. Ей присуще социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции, рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, отсталых и морально устаревших хозяйственных единиц (предприятий). В результате этого повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: