Сущность рынка.
Для использования достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства и в коночном счете для более полного удовлетворения потребностей общества, лучше всего приспособлена современная рыночная система. Лежащий в основе этой системе рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов, высокоэффективных в хозяйственной деятельности.
Можно дать несколько определений рынка:
Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, т.е. отношение спроса и предложения.
Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, т.е. совокупность отношений товарного обмена.
Рынок – это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.
Возникновение и становление рынка – это следствие длительного исторического периода. Исторические условия, сделавшие рынок объективно необходимым, это:
1) это общественное разделение труда, возникшее в глубокой древности;
|
|
2) экономическая обособленность производителей.
Степень развития рынка определяет и его масштабы.
Рынок – это совокупность взаимоотношений, связей между отдельными самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами, взаимодействие которых в качестве покупателей и продавцов приводит к возможности обмена.
Рынок – это современная экономическая система, это общемировая ценность, результат исторического развития человеческой цивилизации.
Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций:
Информационная функция:
Рынок – это средство взаимосвязи продавцов и покупателей, распространяет информацию о том, что именно хотят продать продавцы и, по какой цене, и что именно приобрели бы или приобретут в будущем покупатели. При этом рынок не должен быть обязательно каким-то конкретным географическим местом. Любой источник информации о продаже и покупке товаров и услуг формирует рынок этих товаров.
Посредническая функция:
Экономические обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить – на сколько взаимовыгодной является та или иная экономическая технологическая взаимосвязь между конкретными участниками общественного производства.
Ценообразующая функция:
В результате взаимодействия продавца и покупателя, рынок устанавливает взаимоприемлемые и для первого, и для второго цены на товары (услуги), стимулируя тем самым их производство и сбыт.
|
|
Регулирующая функция:
Эта функция связана с воздействием рынка на все сферы экономики, и прежде всего на производство. Именно рыночная система дает ответы на вопросы: «Что?», «Как?», «И для кого?» производить.
Санирующая функция:
Рыночный механизм – это не благотворительная система, она и жесткая, и жестокая. Ей присуще социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции, рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, отсталых и морально устаревших хозяйственных единиц (предприятий). В результате этого повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.