Рынок – это институт или механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов отдельных товаров и услуг. Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных элементов большого рынка.
Рынок в целом характеризуется сложной и разветвленной структурой. Его можно классифицировать по следующим признакам:
1. По элементам рыночной инфраструктуры:
· рынок товаров и услуг;
· рынок факторов производства;
· финансовый (денежный) рынок.
Рынок товаров и услуг включает в себя огромное количество специальных рынков купли-продажи соответствующих товаров, а также предполагает наличие и функционирование таких структур, как товарные биржи, организации оптовой и розничной торговли, маркетинговые и посреднические организации.
Рынок факторов производства охватывает процессы купли-продажи факторов производства (земли, труда, капитала).
Финансовый (денежный) рынок охватывает процессы купли-продажи, передачи во временное пользование финансовых средств – денег, облигаций, акций, казначейских обязательств и других ценных бумаг.
|
|
2. По экономическому назначению объектов рыночных отношений:
· рынок потребительских товаров и услуг;
· рынок товаров производственного назначения;
· рынок новых идей и технологий, проектов;
· сырьевой рынок;
· рынок труда;
· рынок ценных бумаг;
· рынок вторичного сырья.
3. По географическому положению и границам распространения:
· местный рынок;
· региональный рынок;
· национальный рынок;
· мировой рынок.
4. По степени ограничения конкуренции:
· свободный рынок;
· рынок монополистической конкуренции;
· олигополистический рынок;
· рынок чистой монополии.
5. По отраслям сфер производства и услуг:
· машиностроительный рынок;
· топливный (угольный, газовый) рынок;
· автомобильный (легковой, грузовой, автобусный) рынок;
· компьютерный рынок;
· сельскохозяйственный рынок (мясной, молочный) и т.д.
5. По характеру и размерам продаж (по объему заключаемых сделок):
· оптовый рынок;
· розничный рынок.
Из приведенной выше классификации видов и элементов рынка можно заметить, что в указанных рамках осуществляется деятельность по производству и обмену товаров и услуг на рынке. Если же какие-либо товары (блага, услуги) предоставляются бесплатно, без установления цены на них и соответственно не осуществляются сделки купли-продажи, то такая деятельность называется нерыночной. Типичным примером нерыночной деятельности являются вопросы обороноспособности страны, внутренней и внешней безопасности, охраны природы, социального обеспечения, пенсионного обслуживания. Источниками такой деятельности являются бюджеты (государственные и местные).
|
|
Преимущества рынка:
1) Эффективное распределение ресурсов.
2) Свобода действий и выбора производителей и потребителей.
3) Гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся условиям.
4) Максимальное использование достижений НТП.
5) Способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг.
Недостатки рынка:
1) Неспособность к сохранению невоспроизводимых ресурсов.
2) Не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен.
3) Не обеспечивает действенной мотивации фундаментальных исследований в науке.
4) Подвержен нестабильному развитию.