Структура рынка и его виды

Рынок – это институт или механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов отдельных товаров и услуг. Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных элементов большого рынка.

Рынок в целом характеризуется сложной и разветвленной структурой. Его можно классифицировать по следующим признакам:

1. По элементам рыночной инфраструктуры:

· рынок товаров и услуг;

· рынок факторов производства;

· финансовый (денежный) рынок.

Рынок товаров и услуг включает в себя огромное количество специальных рынков купли-продажи соответствующих товаров, а также предполагает наличие и функционирование таких структур, как товарные биржи, организации оптовой и розничной торговли, маркетинговые и посреднические организации.

Рынок факторов производства охватывает процессы купли-продажи факторов производства (земли, труда, капитала).

Финансовый (денежный) рынок охватывает процессы купли-продажи, передачи во временное пользование финансовых средств – денег, облигаций, акций, казначейских обязательств и других ценных бумаг.

2. По экономическому назначению объектов рыночных отношений:

· рынок потребительских товаров и услуг;

· рынок товаров производственного назначения;

· рынок новых идей и технологий, проектов;

· сырьевой рынок;

· рынок труда;

· рынок ценных бумаг;

· рынок вторичного сырья.

3. По географическому положению и границам распространения:

· местный рынок;

· региональный рынок;

· национальный рынок;

· мировой рынок.

4. По степени ограничения конкуренции:

· свободный рынок;

· рынок монополистической конкуренции;

· олигополистический рынок;

· рынок чистой монополии.

5. По отраслям сфер производства и услуг:

· машиностроительный рынок;

· топливный (угольный, газовый) рынок;

· автомобильный (легковой, грузовой, автобусный) рынок;

· компьютерный рынок;

· сельскохозяйственный рынок (мясной, молочный) и т.д.

5. По характеру и размерам продаж (по объему заключаемых сделок):

· оптовый рынок;

· розничный рынок.

Из приведенной выше классификации видов и элементов рынка можно заметить, что в указанных рамках осуществляется деятельность по производству и обмену товаров и услуг на рынке. Если же какие-либо товары (блага, услуги) предоставляются бесплатно, без установления цены на них и соответственно не осуществляются сделки купли-продажи, то такая деятельность называется нерыночной. Типичным примером нерыночной деятельности являются вопросы обороноспособности страны, внутренней и внешней безопасности, охраны природы, социального обеспечения, пенсионного обслуживания. Источниками такой деятельности являются бюджеты (государственные и местные).

Преимущества рынка:

1) Эффективное распределение ресурсов.

2) Свобода действий и выбора производителей и потребителей.

3) Гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся условиям.

4) Максимальное использование достижений НТП.

5) Способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг.

Недостатки рынка:

1) Неспособность к сохранению невоспроизводимых ресурсов.

2) Не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен.

3) Не обеспечивает действенной мотивации фундаментальных исследований в науке.

4) Подвержен нестабильному развитию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: