Термин «эластичность» в экономической науке используется для измерения соотношения взаимообуславливающихся переменных: цен и количество (объем) проданных или купленных товаров.
Например, если цена на телевизор возросла на 5%, насколько изменится количество их продаж за тот или иной интервал времени или, как изменится спрос на телевизоры, если доход у населения возрастет на 10%
Существует зависимость между изменением цены и тем количеством товара, на которое люди увеличили или уменьшили свои покупки. Эта зависимость называется ценовой эластичностью спроса. Если небольшое изменение цен сильно изменяет объем покупок, то спрос эластичен. Если даже очень большое изменение цены лишь не намного изменяет объем покупок, говорят, спрос неэластичен.
Степень чуткости или чувствительности потребителей к изменению цены продукции измеряется показателем ценовой эластичности спроса, который представляет собой коэффициент, исчисленный по формуле:


Процентные изменения вычисляются путем деления величины изменения в цене на первоначальную цену, объем изменения спрашиваемой продукции также делением изменения количества спрашиваемой продукции.



Для спроса на некоторые продукты характерна относительная чуткость потребителей к изменению.
Различают 5 различных вариантов ценовой эластичности спроса:
1. Спрос эластичен, когда при незначительном повышении цены объем продаж существенно возрастает Еd>1;
2. Спрос имеет единичную эластичность, когда однопроцентное изменение цены вызывает однопроцентное изменение объема продаж Еd=1;
3. Спрос не эластичен, если при весьма существенных изменениях цены объем продаж изменяется незначительно Еd<1;
4. Спрос бесконечно эластичен, когда самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки до предела своих возможностей Еd ∞;
5. Спрос совершенно неэластичен, когда потребители приобретают фиксированное количество товаров, независимо от его цены (соль, инсулин).






