Учебные и воспитательные цели: рассмотреть понятие, признаки и структуру гражданского общества, охарактеризовать соотношение и взаимосвязь государства и права, выделить понятие и принципы правового государства, определить тенденции формирования правового государства в российском обществе.
Тема 8. Гражданское общество и правовое государство
Тема № 8. Гражданское общество и правовое государство
Вид занятия: лекция
Время: 2 часа (90 мин)
Категории обучающихся: курсанты, слушатели, студенты 1 курса (очной и заочной форм обучения)
Воронеж-2010
Учебные вопросы | Время, мин |
Вступительная часть | |
1. Гражданское общество: понятие, признаки и структура | |
2. Соотношение и взаимосвязь государства и права | |
3. Понятие и принципы правового государства | |
4. Формирование правового государства в российском обществе | |
Заключительная часть |
Основная литература:
Конституция РФ. М, 1993.
Закон РСФСР "О милиции" от 18.04.1991.
Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник. - М.: Омега-Л, 2005.
Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций. - М.: Юристъ, 2004.
Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. ‑ М.: Юристъ, 2005.
Теория государства и права: учеб. пособие / Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов.- М.: Норма, 2007.
Теория государства и права: Учебник / В.Л. Кулапов, А.В. Малько.- М.: Норма, 2008.
Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. М.Н. Марченко. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005.
Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. В.Д. Перевалов.- М.: Норма, 2008.
Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. - М.: Юрайт, 2005.
Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник - М.: ПБОЮЛ, 2001.
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2004.
Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 2005.
Теория государства и права: Учебник / Под ред. Р.А. Ромашова. - СПб., Юридический центр пресс, 2005.
Теория государства и права / (для образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России) Под ред. А.С. Мордовца В.Н. Синюкова - М.: ЦОКР МВД России, 2005.
Дополнительная литература:
Бар В.М. Правовое государство: идея, концепция, реальность. - СПб., 1995.
Гуреев С.А. Процесс строительства правового государства в России и международное право // Право и политика. 2002. N° 1.
Данилевич И. В. Государство и институты гражданского общества в период перехода от авторитаризма к демократии: (Чили, Португалия, Испания) - М., 1996.
Керимов Д. А. Гражданское общество и правовое государство // Право и образование. 2004. N° 1.
Монтескье Ш. О духе законов. Избранные произведения. - М., 2002.
Проблемы теории и практики правового государства: Теоретический курс. - М., 1994.
Становление институтов гражданского общества: Россия и международный опыт. - М., 1995.
Шабунин Р. М. Гражданское общество: история и современность: Учебное пособие. - Чебоксары, 1996.
Ярулин И. Ф. Гражданское общество: история и современность. ‑ Хабаровск, 1997.
Общество является прародителем государства, появившегося в результате общественного развития. Словосочетание «гражданское общество» условно, так как «негражданского», а тем более «антигражданского» общества не существует. Любое общество состоит из граждан и без них немыслимо. Только догосударственное, нецивилизованное (родовое) общество нельзя было назвать гражданским. Во-первых, в силу его незрелости, примитивности, неразвитости; во-вторых, потому что там вообще не было таких понятий, как «гражданин», «гражданство».
По существу же термин «гражданское общество» приобрел в научной литературе свое особое содержание и в современной трактовке выражает определенный тип (состояние, характер) общества, его социально-экономическую, политическую и правовую природу, степень зрелости, развитости. Иначе говоря, под этим понятием разумеется общество, отвечающее ряду выработанных историческим опытом критериев. Это более высокая ступень в развитии социальной общности.
Гражданское общество — динамичное, многофункциональное, в нем постоянно совершенствуются существующие институты, идет поиск более совершенных политических и неполитических форм существования, взаимодействия общества, государства и личности, формирования более рациональных взаимоотношений между властью и обществом. Весь этот процесс протекает в демократических формах, с реальным учетом действия принципов гуманизма и справедливости.
В юридической литературе те, кто обращались к проблеме гражданского общества, сформулировали его наиболее характерные признаки:
1. сильная самоорганизация;
2. экономическая свобода, рыночные отношения;
3. многообразие форм собственности;
4. безусловное признание личных прав и свобод человека;
5. демократический характер власти, ее легитимность;
6. равенство всех перед законом и правосудием;
7. разделение и взаимодействие властей;
8. политический плюрализм, идеологическое многообразие;
9. наличие легальной и конструктивной оппозиции;
10.свобода слова, печати, независимость средств массовой информации;
11.невмешательство государства в частную жизнь граждан;
12.взаимная ответственность граждан и государства;
13.развитое, сильное, самостоятельное самоуправление;
14.социальное и национальное согласие;
15.отсутствие антагонистических классов или классовое взаимосотрудничество, компромисс.
В современной политической науке гражданское общество рассматривается как сложная и многоуровневая система невластных связей и структур. Оно включает в себя всю совокупность межличностных отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государства. Кроме того, в него входит разветвленная система независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности. Поскольку повседневные интересы граждан неравнозначны, то и сферы гражданского общества имеют определенную, соподчиненность, которую условно можно выразить следующим образом.
Базовые (первичные, витальные (лат. "vita" - жизнь) ) потребности в пище, одежде, жилье и т.д., обеспечивающие жизнедеятельность индивидов, удовлетворяются благодаря производственным отношениям, составляющим первый уровень межличностных взаимосвязей. Эти потребности реализуются через такие общественные институты, как профессиональные, потребительские и иные объединения и ассоциации.
Потребности в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном совершенствовании, вере, информации, общении, и т.д. реализует комплекс социокультурных отношений, включающий в себя религиозные, семейно-брачные, этнические и иные взаимодействия. Они образуют второй уровень межличностных взаимосвязей. Потребности данного уровня удовлетворяются в рамках таких институтов, как семья, Церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т. д.
Наконец, третий, высший уровень межличностных отношений составляют потребности в политическом участии, связанные с индивидуальным выбором на основе политических предпочтений и ценностных ориентации. Этот уровень предполагает сформированность у индивида конкретных политических позиций.
Гражданское общество и государство взаимно дополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества невозможно построение правового демократического государства, поскольку именно сознательные, свободные граждане способны создавать наиболее рациональные формы человеческого общежития. Если гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей, то государство призвано противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечивать условия для реализации прав и свобод автономной личности.
В реальной жизни разделение на гражданское общество и государство достаточно условно, но в науке оно необходимо для того, чтобы понять механизмы общественной жизни, степень свободы индивидов, уровень политического развития.
Таким образом, гражданское общество представляет собой совокупность межличностных отношений и семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства государства. Система независимых от государства институтов и межличностных отношений создает условия для самореализации индивидов и групп, для удовлетворения их повседневных потребностей.