double arrow

Вопрос 3. Понятие и принципы правового государства


Общественным сознанием правовое государство воспринимается как такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется.

Современная теория правового государства объединяет в себе все те ценные, позитивные результаты, которые были достигнуты ее сто­ронниками на протяжении последних двухсот лет и которые подтвер­дили свою высокую действенность, эффективность в деятельности государств, конституировавших себя в качестве правовых. В настоя­щее время правовое государство понимается как демократическое государство, в котором обеспечивается господство права, верховен­ство закона, последовательно проводится принцип разделения влас­тей, а также признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина.

Правовое государство может быть только демократическим,осу­ществляющим народовластие не формально, а реально. Это озна­чает, что принцип народовластия не только закрепляется в действующей конституции, иных законах, но и постоянно последователь­но проводится в жизнь, обеспечивает действенное участие гражданского общества в деятельности государства и принимаемых им решениях.




Принцип господства праваозначает, что гражданское общество и государство в ранг общеобязательных правовых норм, позитивных законов возводят только право. В условиях правового государства исключаются какие бы то ни было попытки государства установить субъективные, авторитарные предписания, противоречащие прин­ципам права, конституционным правам и свободам граждан и иных лиц. Этому препятствует прежде всего демократический режим правления, возможность гражданского общества потребовать от государства отмены актов, нарушающих его права. Кроме того, правовое государство предоставляет возможность каждому граждани­ну обжаловать в суд любые действия и решения органов исполнительной власти, которыми нарушаются его конституционные права и свободы.

Основной недостаток теории правового государства конца XIX — начала XX вв. — неясность в вопросах о том, какое конкретно право должно связывать государство, кто является источ­ником такого права, каков механизм связанности государства пра­вом, остается неустраненным и по настоящее время. Поэтому часть современных, в том числе и российских, исследователей пытается обойти этот неприятный вопрос, подменив принцип господства права принципом верховенства закона.

Бесспорно, верховенство закона играет важную роль в формиро­вании и деятельности правового государства. По существу этот прин­цип являет лишь юридическим выражением принципа народовлас­тия. Члены (депутаты) представительного органа государства при­званы выражать в законах волю избравшего их населения, и в силу этого законы признаются актами высшей юридической силы, наде­ляются атрибутом верховенства. Как уже говорилось ранее, это свойство означает, что:



Ø законы как акты высшей юридической силы содержат исходные, первичные нормы, имеющие обязательное значение для всех орга­нов государства, должностных лиц, организаций, предприятий и граждан;

Ø действуя на основе и в рамках, установленных законом, органы исполнительной власти призваны обеспечивать неукоснительное действие закона в реальной жизни, принимать все необходимые меры к устранению всех и всяческих препятствий на пути их реализации. При этом государственные органы могут делать лишь то, что им пря­мо и непосредственно разрешено законом;

Ø все нормативно-правовые акты, принимаемые в развитие и на основе законов, не могут им противоречить. В случае противоречия подзаконного акта закону действует закон как акт высшей юриди­ческой силы.

Поэтому ни одно правовое государство не может обходиться без реального воплощения в политико-правовой практике страны прин­ципа верховенства закона. Однако этот принцип сам по себе не га­рантирует того, что исполняющее его государство обязательно является правовым.



Необходимым принципом правового государства является и принцип разделения властей.Его реальное и последовательное про­ведение обеспечивает согласованное взаимодействие органов госу­дарства и в то же время надежно гарантирует гражданское общество от всяких попыток отдельного органа под тем или иным пред­логом взять на себя все полноту власти, установить в стране авторитарный, антидемократический режим. Установление такого режима повлекло бы грубейшее нарушение такого принципа правового государства, как признание и гарантированность прав и сво­бод человека и гражданина.

В реальном обеспечении конституционных прав и свобод граждан видится конечная цельи непосредственный результат деятельности правового государства. Как орган управления делами общества оно формируется и действует для обеспечения интересов гражданского общества и каждого из его членов. И о правовой природе государ­ства судят вовсе не по тем лозунгам, которые оно пропагандирует, а по тем конкретным результатам, которые характеризуют деятельность государства в сфере охраны и реального обеспечения прав и свобод граждан.







Сейчас читают про: