Вопрос 5. Рецепция римского частного права

ВОПРОС 4. Исторические системы римского частного права

Система частного права. Римское частное право было представлено тремя ветвями, которые появились в различное время. Первую составляли нормы квиритского (цивильного) права (ius Quiritium, от Квирина, имени обожествленного Рекса - царя Ромула, VIII в. до н.э.), формирование и развитие которого приходится на VI в. - середину III в. до н. э. Нормы древнейшего права регулировали отношения исключительно между квиритами - римскими гражданами.

Расширение торговли, развитие сельского хозяйства, ремесел, частных имущественных отношений, в целом рабовладельческой системы хозяйства вызвали дальнейшее развитие частного права.

Нормы квиритского права уже не в состоянии были регулировать развитые торгово-денежные отношения. Жизнь настоятельно требовала привести старые нормы в соответствие с новыми условиями и потребностями общества. Вот почему рядом с квиритским правом появилось преторское право (ius Praetorium), как вторая ветвь частного права. Она выросла из эдиктов магистратов, в особенности преторских эдиктов. В ходе судебной деятельности преторы не отменяли и не изменяли нормы квиритского права, а лишь придавали нормам старых законов новое значение (лишали силы то или иное положение цивильного права).

В республиканский период в силу этого появилась еще одна система частного права - "право народов" (ius gentium). Эта система впитала в себя институты римского права и нормы права Греции, Египта и некоторых других государств. В отличие от квиритского и преторского права нормы "права народов" регулировали отношения между римскими гражданами и перегринами, а также между перегринами на территории Римского государства. Это право по сравнению с римским правом древнейшего периода отличалось простотой, отсутствием формальностей и гибкостью.

Постепенно происходило сближение всех трех систем права. Особенно после издания в 212 г. н.э. эдикта Каракаллы, который предоставил права римских граждан жителям провинций. При императоре Юстиниане право народов и цивильное право составили единую систему права, в которой преобладало ius gentium как более развитое право.

С распадом империи многие варварские вожди (короли), установившие свою власть в западной части римского государства, продолжали применять к романизированному населению своих стран нормы римского права. Но многое из римского правового опыта в этот период остается невостребованным.

Первыми такими заим­ствованиями стали сборники правовых обычаев и римских законов в Бургундской правде (494 г.), Бревиарии Алариха (506 г.; вплоть до XI в. имел название Законов римских вестготов, а затем до XVI в. — Бревиарии Алариха). Римское правовое наследие использовалось в церковном праве, а также в церковной литургии. Римское право особенно укоренилось в Южной Франции и Средней Италии.

Следующей стадией стало изучение и реципирование Свода законов Юстиниана, ее конечная фаза приходится на XV— XVI вв. Германские государи воспринимали себя в то время непосредственными преемниками римских императоров и потому считали возможным покровительствовать изучению и адаптированию конструкций римского императорского (монархического) законодательства. Это покровительство находило поддержку (более давнюю) также в западной церкви, для которой римское право было воплощением более высокой культуры по сравнению с памятниками варварских правд. В то время церковь также воспринимала себя как хранительницу духа римского законоведения.

Реципирование римского права в странах Европы проходит три стадии:

1. комментирование глоссаторами (от слова "глосса", означавшего на средневековой латыни иностранное, непонятное слово, а также его истолкование);

2. всеохватывающая критическо-догматическая работа по перетолкованию и согласованию римского наследия с действующим правом;

3. приспособление его к новым социальным условиям наци­онально-государственного существования европейских народов.

Глоссаторы, или экзегеты (толкователи), творчество которых приходится на XI—XII вв., были заняты объяснением смысла отдельных законов, логически-связным изложением целых учений о назначении тех или иных правовых институтов с опорой на знание и пользование источниками права (элемент собственно догматический). Римское право излагалось в целом, без увязки с расположением титулов и книг в Своде Юстиниана: здесь уже имел место элемент систе­матический с более самостоятельной и творческой формой все той же догматической обработки позитивного римского права.

Постглоссаторы стали в XII—XIV вв. разработчиками всеохватывающего критическо-догматического подхода к праву в двух вариантах:

1. право выводилось из разума и сводилось затем к некой максиме наподобие древнеримского принципа "воздавай каждому свое, причитающееся ему по праву";

2. сводилось к писаному праву, действующему в суде или в управляющей деятельности государственных учреждений.

Полной рецепции римского права нигде никогда не было и не могло быть по той причине, что и сам Свод Юстиниана не был ни полным, ни полностью адекватным собранием римских узаконений всех времен. Некоторые важнейшие положения римского права были восприняты в сильно искаженном или заново перетолкованном виде.

К началу XVI столетия схоластические приемы изучения римского права утрачивают общественные симпатии и возвышаются приемы гуманистического направления — источники права начи­нают изучать в их связи с живой действительностью, а также с античной литературой, историей, искусством. В отличие от глос­саторов и постглоссаторов гуманисты рассматривали право с фи­лологической и исторической сторон и вместо комментирования фрагмента за фрагментом приступали к систематическому изложе­нию права.

Новое значение римское правовое наследие получило в период буржуазных революций XVII-XVIII вв. Одним из результатов Французской буржуазной революции стало принятие Гражданского кодекса 1804 г. - кодекса Наполеона, в котором римские правовые формы получили новое содержание. Французский гражданский кодекс 1804 г. практически полностью воспроизводит римское законодательство и даже построен по институционной системе. Утверждение кодекса Наполеона в европейских странах, а затем и в их колониях вызвало освоение римского права на новом уровне. Дальнейшее развитие римские правовые институты получили в Гражданском кодексе Германской империи - Германском гражданском уложении 1900 г.

Изучение римского права важно не только тем, что дает широкую теоретическую подготовку в области права, но и тем, что способствует свободному владению понятийным аппаратом. Многие термины и понятия римского права активно используются современной юриспруденцией. В Гражданском кодексе РК мы видим яркие примеры применения римского наследия: сервитут, виндикация, оферта, акцепт и другие. Кроме того, римское право, отличающееся точностью и четкостью формулировок, является блестящим образцом при освоении юридической техники.

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте понятие римского частного права

2. Назовите основные принципы римского права

3. Назовите основные этапы развития римского права и охарактеризуйте их

4. Что лежало в основе деления римского права на публичное и частное?

5. Что представляла из себя система частного права?

6. Что такое "рецепция права"

7. В чем проявилась рецепция РП в Европе, каковы ее причины


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: