ВОПРОС 1. Понятие и виды источников права.
Тема 2. Источники римского права
Цель: Познакомить с источниками римского права.
Ключевые слова: источники права, обычай, закон, сенатусконсульты, конституции, эдикты, рескрипты, мандаты, декреты, эдикты, деятельность римских юристов, деятельность римских магистратов, кодификация, институция, кодексы, дигесты, новеллы.
План лекции:
- Понятие и виды источников права.
- Обычное право и закон
- Деятельность римских магистратов. Кодификация эдиктов.
- Деятельность римских юристов. Формы их деятельности. Сабиньянская и прокульянская школы юристов. Закон о цитировании
- Кодификация Юстиниана I: причины и процесс кодификации.
В литературе термин "источник права" употребляется в разных значениях:
· как источник содержания права, источник в материальном значении. К нему относятся материальные условия жизни общества. В рабовладельческом Риме - это рабовладельческие производственные отношения, поскольку римское право является правом рабовладельческого эксплуататорского государства;
|
|
· как способ, форма образования, фиксирования норм права, юридическая форма права.
К юридическим источникам римского права относились:
ü обычное право;
ü законы (в республиканский период - постановления народных собраний, позднее - плебейских сходок - плебесциты; в эпоху принципата - постановления Сената, сенатус-консульты; в более поздний период и период домината - конституции императоров);
ü эдикты магистратов;
ü деятельность юристов (юриспруденция);
· как источник познания права. Источником знаний о римском праве являются юридические памятники и произведения римских юристов. Например, Свод Юстиниана (VI в.) дошел до нас в более поздних рукописях, но первый Кодекс Юстиниана (529 г.) не сохранился, до нас дошла лишь вторая редакция (534 г.) в рукописях XI-XII вв. Не сохранились Законы XII Таблиц - они были реконструированы по цитатам и пересказам, сохранившимся в произведениях римских юристов. Единственным сочинением классического периода, дошедшим до нас почти полностью, являются Институции Гая (провинциальный профессор, известный только по имени) и т.д.
Источники древнейшего периода. Самым древним источником права Рима было обычное право как совокупность правовых обычаев.
Обычаи, или правила поведения, сложившиеся исторически в силу постоянного использования. Обычное право - consuetudo, ius non scriptum - это совокупность норм и правил, для которых характерно:
- отсутствие четкого механизма и процедуры принятия,
- возникновение в процессе повседневной деятельности,
- они никем и ничем не санкционируются,
|
|
- отсутствие писаной формы,
- длительность в исполнении.
Таким образом, чтобы обычай стал юридической нормой, необходимо было, во-первых, его практическое применение в течение длительного времени. Важен был сам факт применения обычая на практике. В зависимости от длительности применения и характера возникновения римляне различали несколько форм обычного права:
- mores maiorum - обычаи, возникшие в глубокой древности;
- usus - нормы, возникшие на памяти современников;
- commentarii pontificum - нормы, возникшие в результате толкований понтификами mores moiorum;
- commentarii magistratum - нормы, возникшие в результате деятельности должностных лиц.
Во-вторых, существование обычной нормы, ее исполнение и применение должны были быть мотивированы и понятны большинству членов общины.
В-третьих, необходимо было существование определенной системы санкций, предусмотренных за невыполнение обычного права.
Обычное право являлось единственным источником права до 451 г. до н.э
Основной вехой становления римского законодательства были Законы ХII Таблиц, принятые в V в. до н.э.
В республиканском Риме законодательным органом были народные собрания (комиции). Принятие закона проходило несколько стадий. Сначала компетентный магистрат вырабатывал письменный проект закона и вносил его в народное собрание. Народное собрание могло принять или отвергнуть проект целиком, не имея права его обсуждать. Наконец, предложенный магистратом и принятый народом закон одобрялся Сенатом.
Римские законы получали наименование по их инициаторам (например, Закон Петелия, иногда по двум именам консулов - Закон Лициния - Секстия).
Закон состоял из трех частей:
1) введение (praescriptio), где указывались наименование закона, дата принятия народным собранием, обстоятельства издания;
2) текст закона (rogatio);
3) последствия его нарушения и ответственность нарушителя (санкция).
В зависимости от санкции различали четыре вида законов:
1) совершенные (leges perfectae);
2) не вполне совершенные (leges minus guam perfectae);
3) несовершенные (leges imperfectae);
4) более чем совершенные (leges plus guam perfectae).
Наряду с законами, принятыми народным собранием, с III в. до н.э. общеобязательную силу получают решения плебейских собраний - плебисциты (plebiscitum). Они отличались от leges populi лишь по форме принятия, совпадая по всем существенным характеристикам.
В период поздней республики в связи с падением роли народных собраний утратили свое значение и законы, принимаемые народными собраниями. Законодательные полномочия перешли к сенату. Уже в начале I в. н. э. Акты сената (сенатусконсульты) стали основной формой закона. Правда, сенат был лишен законодательной инициативы, и постановлениями, принимаемые этим органом, исходили от императора - принцепса и закрепляли его волю.
В период домината распоряжения императора стали играть роль важнейшего источника права. Законодательная власть императора рассматривалась уже как проявление божественной власти самого императора.
Императорские конституции были четырех видов:
1) эдикты - общие распоряжения императора, обращенные ко всему населению Рима;
2) мандаты - инструкции, адресуемые должностным лицам (императорским чиновникам, правителям провинций и др.);
3) декреты - решения по судебным делам, которые рассматривались императором;
4) рескрипты - императорские распоряжения по отдельным вопросам, с которыми к нему обращались римские граждане и магистраты. Особую роль играли декреты и рескрипты, поскольку они толковали нормы права.