Теории происхождения государства. а) Теократическая: Государство — «божий промысел», вся власть от Бога

а) Теократическая: Государство — «божий промысел», вся власть от Бога.

б) Патриархальная: Государственная власть как опекунская, отеческая возникает в результате соединения родов в племена, племена в общности. (Конфуций: Государство — развития форма патриархальной власти, осуществляемой от имени всех к общей пользе).

в) Договорная (Локк, Гоббс, Руссо). Государство возникает в результате сознательного и добровольного соглашения людей, которые прежде пребывали в естественном и догосударственном состоянии, но потом, чтобы обеспечить свободу права и свободу решения создали государственный институт. Эта теория подтверждается некоторыми реальными фактами. Так, договорная система княжения существовала в Древнем Новгороде, где с приглашенным на определенный срок князем заключался договор невыполнение которого могло повлечь за собой его изгнание. Под влиянием «теории общественного договора» создавалось американское государство.

г) Маркистское учение. Ленин определил государство как орган классового порядка, орган угнетения одного класса другим, создает порядок, который узаконивает и упрочивает это угнетение, умеряет столкновение классов.

д) Теория завоевания. Первые государства возникли в результате воздействия внешнего фактора — завоевание воинственными кочевниками или викингами земледельческих обществ и эксплуатации их победителями. «Столкновение враждебных племен, грубое превосходство силы, насилие — вот родители и повивальная бабка государства» (Л. Гумплович, К. Каутский).

е) Цивилизационная концепция. Роль государства вторична. Данилевский В.Я.: Государство — существенный инструмент политической необходимости, но постольку, поскольку это необходимо для рационализации потенциала культурно-исторического типа.

Проблемы исторического развития государства:

1 всегда существовала необходимость в государстве для поддержания общественных функций, использования политических средств и власти для установления порядка и налаживания мира и условий жизнедеятельности.

2 постоянно проявляющаяся антиобщественная природа государства. На протяжении веков, когда общество отделило себя от государства, негативное отношение еще только усилилось. Со временем негативная оценка государства была увеличена, оно превратилось в орган репрессивного контроля над естественными правами человека.

Всякое государство воплощает в себе одновременно, хотя и в различных соотношениях как свои особые интересы и политические действия, так и общественно необходимые функции.

Современная концепция государства исходит из его деления на традиционное и конституционное, а также промежуточные стадии. Традиционные государства возникли и существовали преимущественно стихийно, на основе обычаев и норм. Это преимущественно средневековые монархии.

Конституционное государство является объектом сознательного реформирования, управления и регулирования. Оно не стремится охватить своим регулятивным воздействием все проявления жизнедеятельности человека, его экономическую, культурную, религиозную и политическую активность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: