Актуальность проблем правотворчества определяется тем, что оно дает жизнь праву, формирует и оформляет его. Правотворчество является отражением социального нормативного регулирования в правовой сфере.
В отечественной науке правотворчество понимается в широком и узком смыслах. В узком смысле — это деятельность специально уполномоченных государственных органов по установлению, изменению или отмене норм права. В широком данное понятие охватывает деятельность по познанию потребностей в нормативном регулировании тех или иных общественных отношений. Правотворчество в отечественной науке отличают от правообразования, считая правотворчество лишь заключительным этапом в процессе образования права. Иногда в науке используется термин «нормотворчество», однако ряд авторов указывает на то, что термин «нормотворчество» относится к установлению не только норм права, но и других социальных норм.
В литературе указывается ряд признаков правотворчества.
1. Это государственная деятельность, так как нормы права издаются или санкционируются органами государства, именно государство придает нормам права общеобязательную силу. При этом правотворчество — это не особая функция государства, а одна из правовых форм осуществления функций государства.
|
|
2. Это сознательно-интеллектуальная деятельность, так как она связана, во-первых, с познанием потребностей в правовом регулировании тех или иных общественных отношений, а во-вторых, с формулированием правил поведения, средств их реализации, санкций за их нарушение.
3. Это процессуальная деятельность. Правотворчество имеет определенные стадии, осуществляется в установленном порядке. Наибольшую научную разработку и наиболее детальное нормативное закрепление получили законодательный процесс и его стадии.
Говоря о соотношении понятий правотворчество и законотворчество, необходимо отметить, что правотворчество характеризует деятельность всех органов государства в области создания правовых актов, которые на это уполномочены, то есть органы законодательной, исполнительной, судебной властей, органы местного самоуправления. Законотворчество представляет собой деятельность по созданию и принятию законов, является особым видом правотворчества и относится к компетенции законодательных органов власти.
Кроме различий по субъектам правотворчества и законотворчества, эти процессы отличаются и результатом: в первом случае итогом правотворчества являются подзаконные акты, а во втором - закон. Следовательно, законотворческий процесс составляет ядро правотворчества, его основную форму.
|
|
Правотворчество должно быть подчинено ряду принципов, обеспечивающих принятие качественных нормативных актов. Соблюдение данных принципов призвано способствовать достижению целей и задач правотворчества. К принципам правотворчества (законотворчества) относятся следующие:
1) законность — принятие законов исключительно легитимным образом, в строгом соответствии с Конституцией, конституционными федеральными законами;
2) гласность — открытое для общества, свободное, практически значимое и широкое обсуждение законопроектов, постоянное и достаточно полное информирование населения о результатах законотворческой деятельности, обсуждаемых законопроектах и принятых законах;
3) демократизм, то есть выражение в законотворчестве воли народа, широкое участие граждан непосредственно или через своих представителей в подготовке и принятии законодательных актов;
4) профессионализм – созданием нормативно-правовых актов должны заниматься юристы, политологи, лингвисты, обладающие профессиональными знаниями и опытом правотворчества;
5) научность – требование обоснованности законопроекта, анализа с точки зрения целесообразности, возможности его осуществления, качества и эффективности. В случае необходимости проведение обстоятельной и независимой научной экспертизы законопроекта;
6) исполнимость — этот принцип тесно связан с предыдущим принципом. Он требует при подготовке законопроекта, принятии закона учитывать весь набор финансовых, кадровых, организационных условий, наличие которых и позволит действовать закону, позволит ему быть реально реализованным;
7) гуманизм — формирование законодательных актов на основе общечеловеческих ценностей, признания человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности, учета международных стандартов, касающихся прав и свобод человека, создания необходимых юридических механизмов, направленных на реализацию указанных прав и свобод;
8) социальная справедливость – означает, что правотворческая деятельность должна быть направлена на удовлетворение интересов всего народа, а не привилегированных социальных слоев в ущерб остальным;
9) системность — строгий учет действующих законов, соотнесение их с системой принимаемых законов;
10) планирование – правотворческая деятельность должна быть равномерно распределена в течение всего периода законотворческой деятельности, что позволяет избежать принятия "сырых", непродуманных и поспешных актов.