Тема 12. Источники права
Право как сложное социальное явление, помимо своей внутренней структуры, имеет определенные формы внешнего выражения. Под внешней формой права понимаются юридические источники, формально закрепляющие правовые предписания, адресованные участникам правоотношений. Форма права — это способ выражения правовой нормы вовне, официального бытия правовой нормы, способ официальной фиксации. В системе норм права следует различать внутреннюю и внешнюю формы. Внутренняя форма системы права — это, во-первых, формальная определенность самой правовой нормы, в которой закрепляются мера свободы, масштаб поведения субъекта права и, во-вторых, структура (строение) системы права, т. е. внутренняя организация правовых норм по отраслям и институтам права в соответствии с характером регулируемых ими общественных отношений и методом правового регулирования. Система норм права — это его внутренняя согласованность и единство в функциональной деятельности.
|
|
Под внешней формой права понимаются способы установления (выражения) правовых норм, устанавливаемые государством или санкционируемые им. Только под внешней формой правовые нормы получают юридическую силу и имеют общеобязательный характер. Таким образом, под источником права в юридическом смысле следует понимать внешнюю форму выражения правовых норм, через которую ее нормативное содержание получает формальную определенность и общеобязательность.
В литературе, как правило, выделяют четыре основных вида источников:
1. Нормативно-правовой акт — документ, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т. е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение (к их числу относятся Конституция, законы, подзаконные акты и т. п.);
2. Правовой обычай — исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям (например, согласно ст. 5 ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота. По этому пути уже идет законодатель, установивший в ст. 427 ГК РФ правило, по которому санкционированным обычаем можно признать примерные условия типового договора);
3. Юридический прецедент — судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространен преимущественно в странах общей правовой семьи — Великобритании, США, Канаде и т. д.);
|
|
4. Нормативный договор — соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права. В отличие от договоров-сделок данные соглашения не носят персонифицированного, индивидуально-разового характера, их содержание составляют общие правила поведения (нормы). В отличие же от нормативно-правовых актов, принимаемых государственными органами, данные договоры — результат соглашения равноправных субъектов по поводу деятельности, представляющей их общий интерес.
В современных государствах в качестве дополнительных источников официального выражения и закрепления норм позитивного права выделяют также:
5. Общепризнанные принципы и нормы международного права. Они имеют приоритет перед законами или иными источниками внутригосударственного права. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Данное положение Конституции РФ предусматривает прямое действие норм международного права в случае их противоречия нормам национального права.
6. Религиозные источники. Священные религиозные книги (Коран, Библия, Талмуд) являются одним из древних источников права и сохраняют свое значение в традиционалистских правовых системах. В них содержатся религиозные нормы, которые признаются государством в качестве общеобязательных. В настоящее время религиозные тексты как источники права наиболее характерны для мусульманского права, а также в индусской правовой системе (Веды и дхармашастры), в Израиле, в некоторых европейских странах, например, в ФРГ (каноническое право).
7. Правовая доктрина состоит из совокупности идей и высказываний наиболее авторитетных ученых-юристов, изложенных ими в научных трактатах, которые вследствие признания их государством и его органами могут быть использованы в решении правовых вопросов.
В Древнем Риме при вынесении судебных решений было принято ссылаться на труды известных юристов (Ульпиана, Павла, Гая и др.). Истории известен такой факт. В 426 г. был издан специальный акт об обязательном руководстве взглядами корифеев юриспруденции при решении конкретных дел. Правовая доктрина как источник права использовалась иногда во Франции.
Наибольшее распространение в настоящее время этот источник права имеет в мусульманских странах. Заключения юристов-знатоков ислама имеют юридическое значение. Примером такого источника является "иджма" — согласованное заключение древнейших правоведов-богословов об обязанностях мусульманина, получившее значение юридической истины. Как непосредственный источник права в европейских правовых системах юридическая доктрина в редких случаях используется в англоязычных странах, когда судьи, дополнительно обосновывая свои решения, ссылаются на труды известных английских ученых, таких как Брактон, Гленвиль и т.д.