Вопрос 1. Понятие и виды источников (форм) права

Тема 12. Источники права

Право как сложное социальное явление, помимо своей внутренней струк­туры, имеет определенные формы внешнего выражения. Под внешней фор­мой права понимаются юридические источники, формально закрепляющие правовые предписания, адресованные участникам правоотношений. Форма права — это способ выра­жения правовой нормы вовне, официального бытия правовой нормы, способ официальной фиксации. В системе норм права следует различать внутреннюю и внешнюю формы. Внутренняя форма системы права — это, во-первых, фор­мальная определенность самой правовой нормы, в которой закрепляются мера свободы, масштаб поведения субъекта права и, во-вторых, структура (строе­ние) системы права, т. е. внутренняя организация правовых норм по отраслям и институтам права в соответствии с характером регулируемых ими обще­ственных отношений и методом правового регулирования. Система норм пра­ва — это его внутренняя согласованность и единство в функциональной дея­тельности.

Под внешней формой права понимаются способы установления (выраже­ния) правовых норм, устанавливаемые государством или санкционируемые им. Только под внешней формой правовые нормы получают юридическую силу и имеют общеобязательный характер. Таким образом, под источником права в юридическом смысле следует понимать внешнюю форму выражения правовых норм, через которую ее нормативное содержание получает формаль­ную определенность и общеобязательность.

В литературе, как правило, выделяют четыре основных вида источников:

1. Нормативно-правовой акт — документ, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т. е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение (к их числу относятся Конституция, законы, подзаконные акты и т. п.);

2. Правовой обычай — исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в при­вычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям (например, согласно ст. 5 ГК РФ от­дельные имущественные отношения могут регулироваться обы­чаями делового оборота. По этому пути уже идет законодатель, установивший в ст. 427 ГК РФ правило, по которому санкцио­нированным обычаем можно признать примерные условия ти­пового договора);

3. Юридический прецедент — судебное или административ­ное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространен преимущественно в странах общей правовой семьи — Великобритании, США, Канаде и т. д.);

4. Нормативный договор — соглашение между правотворче­скими субъектами, в результате которого возникает новая нор­ма права. В от­личие от договоров-сделок данные соглашения не носят персо­нифицированного, индивидуально-разового характера, их содер­жание составляют общие правила поведения (нормы). В отли­чие же от нормативно-правовых актов, принимаемых государ­ственными органами, данные договоры — результат соглаше­ния равноправных субъектов по поводу деятельности, представ­ляющей их общий интерес.

В современных государствах в качестве дополнительных источников официального вы­ражения и закрепления норм позитивного права выделяют также:

5. Общепризнанные принципы и нормы международного права. Они имеют при­оритет перед законами или иными источниками внутригосударственного пра­ва. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации «обще­признанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установ­лены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Данное положение Конституции РФ предусмат­ривает прямое действие норм международного права в случае их противоре­чия нормам национального права.

6. Религиозные источники. Священные религиозные книги (Коран, Библия, Талмуд) являются одним из древних источников права и сохраняют свое значение в традиционалист­ских правовых системах. В них содержатся религиозные нормы, которые при­знаются государством в качестве общеобязательных. В настоящее время ре­лигиозные тексты как источники права наиболее характерны для мусульманского права, а также в индусской правовой системе (Веды и дхармашастры), в Израиле, в некоторых европейских странах, напри­мер, в ФРГ (каноническое право).

7. Правовая доктрина состоит из совокупности идей и высказываний наиболее авторитетных ученых-юристов, изложенных ими в научных трактатах, которые вследствие признания их государством и его орга­нами могут быть использованы в решении правовых вопросов.

В Древнем Риме при вынесении судебных решений было принято ссылаться на труды известных юристов (Ульпиана, Павла, Гая и др.). Истории известен такой факт. В 426 г. был издан специальный акт об обязательном руководстве взглядами корифеев юриспруденции при решении конкретных дел. Правовая доктрина как источник права использовалась иногда во Франции.

Наибольшее распространение в настоящее время этот источник права имеет в мусульманских странах. Заключения юристов-знато­ков ислама имеют юридическое значение. Примером такого источ­ника является "иджма" — согласованное заключение древнейших пра­воведов-богословов об обязанностях мусульманина, получившее зна­чение юридической истины. Как непосредственный источник права в европейских правовых системах юридическая доктрина в редких случаях используется в ан­глоязычных странах, когда судьи, дополнительно обосновывая свои решения, ссылаются на труды известных английских ученых, таких как Брактон, Гленвиль и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: