Индивидуальное и рыночное предложение

Таблица 2.2

Рис. 2.4. Кривые индивидуального и рыночного предложения

Продолжая аналогию с анализом спроса, можно говорить об изменении величины предложения.

Изменение величины предложения имеет место тогда, когда в результате изменения цены блага происходит движение по кривой предложения.

  Цена, д.е. Объём предложения производителя I, ед. блага Объём предложения производителя II, ед. блага Объём рыночного предложения, ед. блага
a b c d        

Впоследствии мы убедимся, что кривая индивидуального предложения не обязательно имеет положительный наклон.

Прочие влияющие на предложение факторы и сдвиги кривой предложения .

Подобно спросу, предложение блага определяется не только ценой этого блага, но и отличными от нее факторами (так называемыми “неценовыми факторами предложения”). К ним относятся:

1. Издержки на создание предлагаемого блага.

Эти издержки могут меняться под воздействием:

а) Изменений в технологии.

Сегодня каждый знаком с тем, насколько компьютеры и компьютерные сети сокращают время расчетов, написания работ, получения, обработки и передачи информации. Сравните затраты времени на одну курсовую работу студента, использующего компьютер, современные программы и выход в Интернет, с затратами на эту работу студента, не имеющего доступ к компьютеру.

б) Изменений в ценах используемых ресурсов.

Издержки на создание блага растут (снижаются), если растут (снижаются) зарплаты работников, цены на сырье и оборудование, процентные и арендные ставки. Например, в России рост железнодорожных тарифов на 10% вызывает рост цен в промышленности приблизительно на 3%, примерно такое же влияние на цены оказывает и изменение энергетических тарифов.[6]

в) Изменений в организации производства.

Новые прогрессивные методы управления предприятием и персоналом могут значительно снизить издержки на единицу выпуска даже при неизменной технологии, ценах и количестве используемых ресурсов.

г) Изменений в политике государства.

Так, повышение налогов, расширение лицензирования ведут к росту издержек предприятий, и наоборот, снижение налогов, сокращение лицензирования уменьшают их издержки.

2. Выгодность товаров-заменителей.

Товары-заменители имеются не только в потреблении, но и в производстве. Вспомним приведенный выше пример с хозяйством, которое сокращало посевы сахарной свеклы из-за роста цены пшеницы по причине увеличения спроса на муку. Таким образом, оно заменяло сахарную свеклу пшеницей в процессе производства (сельскохозяйственная земля, как весьма универсальный ресурс, позволяла осуществлять такую замену технологически). Понятно, что рост цены или сокращение издержек на товар-заменитель ведут к тому, что производитель увеличивает его выпуск в ущерб выпуску другого блага. Легко догадаться, как поведет себя производитель в случае снижения цены или увеличения издержек на товар-заменитель.

3. Выгодность дополняющих товаров.

В производстве можно встретить не только товары-заменители, но и взаимодополняющие блага (их иногда называют “блага совместного предложения”). Примером могут быть мясо и шкуры животных. Допустим, если растет спрос на кожаные куртки и их цена, и, соответственно, объём спроса на шкуры и их цена тоже вырастут, то предложение шкур не может быть увеличено без увеличения производства и предложения мяса, хотя ни цена, ни какие иные неценовые факторы его предложения (кроме рассматриваемого) не меняются.

4. Непредсказуемые события.

К ним можно отнести, прежде всего, природные явления. Например, снег во Флориде может привести к сокращению предложения цитрусовых, а его отсутствие зимой в Центрально-Черноземном районе России – погубить озимые, и, следовательно, сократить предложение пшеницы.

5. Ожидание будущих изменений цен.

Ожидание понижения цен в будущем увеличивает предложение в настоящем, и наоборот. Например, в крупных городах России зимой 1998-99 гг. агентства по недвижимости увеличили предложение жилья, ожидая дальнейшее снижение цен в долларовом эквиваленте в силу прогнозируемого ими падения реальных доходов населения и ужесточения контроля над крупными расходами.

Что касается сдвигов кривой предложения, то здесь имеется аналогия со сдвигами кривой спроса. Изменения в неценовых факторах приводят к изменениям в предложении, отражающимися соответствующими сдвигами кривой предложения (см. рис. 2.5). Если наблюдается увеличение предложения, то кривая сдвигается вправо (S 1 ® S 2), если уменьшение, - то влево (S 1 ® S 3). Цена самого блага (P g = 4) остается прежней. Как и в случае со спросом, изменения в предложении надо отличать от изменения величины предложения.

Изменение в предложении блага имеет место тогда, когда происходит сдвиг самой кривой предложения.

Рис. 2.5. Изменения в предложении


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: