Отличие предложения и величины предложения экономических благ

Рис. 2.1. Кривые индивидуального и рыночного спроса

Прочие влияющие на спрос факторы и сдвиги кривой спроса. Однако спрос определяется не только ценой того блага, на которое он предъявляется. На спрос влияют еще и следующие факторы:

1. Цены и доступное количество товаров-заменителей (их часто называют товары или блага-субституты).

Мы уже сталкивались с этим понятием, когда рассуждали об эффекте замены. Однако там эти товары характеризовались с точки зрения того, как их наличие и близость по своим способностям заменять в удовлетворении определенной потребности данное благо влияют на спрос на данное благо в случае изменения его цены. Теперь же мы подходим к ним с другой стороны. Допустим, что цена рассматриваемого нами блага не меняется, а меняется цена товара-заменителя. Как этот факт отразится на спросе, который предъявляется на рассматриваемое благо? Понятно, что рост цены пепси-колы повышает спрос на квас, хотя цена кваса не меняется, и наоборот.

Товары-заменители - блага, которые удовлетворяют одну и ту же потребность потребителя. П овышение цены на одно из них ведет к увеличению спроса на другое, и наоборот.

2. Цены и количество дополняющих товаров (эти товары иногда именуют комплементарными благами).

Примером таких товаром могут служить, например, горчица и сосиски. Ясно, что чем выше цена сосисок, тем меньше спрос на горчицу, и наоборот.

Товары являются дополняющими тогда, когда они потребляются совместно; при этом рост цены на один из них ведет к снижению спроса на другой, и наоборот.

3. Доход потребителей.

С ростом доходов спрос на большинство благ растет. Это так называемые “ нормальные блага”. В период до августа 1998 г. в России особенно быстро рос спрос на импортную бытовую технику и компьютеры со стороны тех домохозяйств, чьи доходы существенно выросли по сравнению с началом 90-х годов. В 2000 г. этот рост возобновился.

Таким образом, нормальные блага - это такие блага, спрос на которые растет с ростом доходов потребителей.

Однако многие блага не попадают в эту категорию. Это так называемые “ низшие блага ”. Так, даже если кто-то станет богаче Березовского, то от этого он больше соли в суп класть не станет. Весьма вероятно также, что он заменит утренний бутерброд с килькой на бутерброд с осетриной, следовательно, спрос на кильку сократится в результате увеличения доходов.

Низшие блага - это такие блага, спрос на которые падает по мере роста доходов потребителей. [2]

4. Вкусы потребителей.

Чем более желательными являются блага с точки зрения людей, тем выше спрос на них. Многие вкусы меняются достаточно быстро под воздействием моды, рекламы, заботы о здоровье.

5. Ожидание будущих изменений цен.

После августа 1998 г. ожидание повышения цен на большинство товаров вызвало стремление населения закупать их впрок, впервые после 1992 г. появился так называемый «ажиотажный спрос». Особенно резко возрос (правда, на очень непродолжительный период) спрос на товары длительного хранения и длительного пользования. Таким образом, ожидание повышения цен вызывает увеличение спроса, и наоборот. Например, во второй половине 1998 г. многие из тех, кто мог и хотел приобрести недвижимость, отложили свои покупки, так как ожидали дальнейшего падения долларовых цен на нее.

Теперь подведем некоторые итоги. Для нас принципиально важно отличать изменение величины спроса от изменений в спросе. Изменение величины спроса на благо имеет место тогда, когда в результате изменения цены блага происходит движение по кривой спроса.

При этом положение самой кривой спроса не меняется. Это движение в зависимости от изменения цены блага и отражено в законе спроса.

Изменение в спросе на благо имеет место тогда, когда происходит сдвиг самой кривой спроса.

Это происходит под воздействием изменений факторов, перечисленных выше в пунктах 1-5.[3] Разумеется, этот перечень не исчерпывающий, при желании его можно и продолжить.

Кривая спроса на благо сдвигается влево, когда все прочие изменения, кроме изменений цены данного блага, приводят к сокращению спроса на него, и, соответственно, кривая спроса сдвигается вправо, когда таковые изменения приводят к увеличению спроса на это благо. Эти сдвиги влево-вправо показаны на рис. 2.2. (из положения D 1 в положения D 3 и D 2, соответственно). Обратите особое внимание на то, что все сдвиги происходят при неизменной цене самого блага (на рис. 2.2 Р g = 4).

Рис.2.2. Изменения в спросе

Функция спроса. Теперь немного самой элементарной математики. Введем понятие «функция спроса».

Функция спроса выражена уравнением, показывающим количественную зависимость между предъявляемым на благо спросом и всеми определяющими его факторами.

Функцию спроса можно записать как:

Q D = f (P g, P s, P c, I, T, P e)

Здесь Q D - спрос на благо, который есть функция от P g - реальной цены данного блага (ее изменения и порождают движение по кривой спроса), а также от P s - цены товаров-заменителей, P c - цены дополняющих товаров, I - дохода покупателей, T - вкусов покупателей, P еg - ожидаемой цены данного блага (изменения которых определяют сдвиги самой кривой спроса).

Функцию спроса можно представить в сокращенной форме, - только как зависимость от реальной цены данного блага.[4] При этом эта функция может быть записана как в виде кривой, например, правильной гиперболы (уравнение 2.1) или прямой линии (уравнение 2.2). Линейная функция спроса представлена с некими условными числовыми значениями (уравнение 2.3) и изображена на рис. 2.3.

Q D = 1/ P (2.1)

Q D = а - bP (2.2)

Q D = 60 - 4P (2.3)

Рис.2.3. Линейная функция спроса для уравнения 2.3.

Нам осталось лишь указать на то, что экономисты значения функции (в данном случае - спроса) откладывают на оси абсцисс, а значения аргумента (в данном случае цены блага, на которое предъявляется спрос) - на оси ординат.[5] Такое графическое представление создает на первых шагах известные неудобства, но к нему можно быстро привыкнуть.

2. Анализ предложения

Предложение: понятие, величина, функция и закон. Изменения цены и движение по кривой предложения. Неценовые факторы, влияющие на предложение и сдвиги кривой предложения.

Направления Предложение
Понятие Зависимость между всей совокупностью значений объёмов предложения и соответствующими им возможными ценами.
Величина То количество блага, которое фирмы желают и могут произвести и продать по определённой цене
Формализация можно представить в виде таблицы, функции и графика.
Закон повышение цены блага при прочих равных условиях в большинстве случаев приводит к возрастанию количества блага, предлагаемого фирмами к продаже
Неценовые факторы 1) цены на факторы производства; 2) технология; 3) налоги и субсидии; (финансовая поддержка, льготное кредитование и др.); 4) цены на сопряжённые блага: а) взаимозаменяемые; б) взаимодополняющие; 5) природно-климатические условия; 6) число производителей (открытие новых производств увеличивает предложения и наоборот); 7) ожидания производителей изменения цены.
График Положительный наклон
Изменение спроса, сдвиг кривой Наблюдается при изменении неценовых факторов
Изменение величины спроса при неизменности спроса Происходит при изменении цены и означает движение вдоль кривой предложения S/

Предложение и цена. Когда растет цена блага его предложение тоже, как правило, растет.В то же время,если растет общественная потребность в каком-либо благе, то ее удовлетворение за счет расширения производства нередко предполагает, что производитель «вознаграждается» более высокой ценой.

Во многих случаях каждая дополнительная единица поставляемой на рынок продукции требует больших издержек по сравнению с предыдущей. Вспомним, что под издержками в экономике понимаются альтернативные затраты. В результате ускоряющийся рост издержек на единицу продукции означает здесь ни что иное как, скажем, отказ от производства все большего количества сахара ради производства каждого нового килограмма муки. В чем же причина такого положения дел?

Представим себе какое-либо хозяйство, которое одну половину поля засеяло пшеницей, а другую - сахарной свеклой. Свободной земли у него не осталось. Предположим далее, что мы хотим запастись мукой, и предлагаем этому хозяйству увеличить производство пшеницы. Оно, в свою очередь, предложит нам оплатить цену непроизведенной, и, следовательно, непроданной сахарной свеклы (покрыть упущенную выгоду), поскольку увеличить выпуск пшеницы хозяйство сможет, только отказавшись от выращивания части сахарной свеклы.

Понятно, что сначала хозяйство откажется от наименее урожайного участка с сахарной свеклой. Потом по мере нарастания наших претензий на все большее количество муки ему придется последовательно отказываться от всё более и более плодородных участков, на которых выращивается сахарная свекла, ради посадки дополнительной пшеницы. Значит и нам придется предлагать ему все большую и большую компенсацию в форме растущей цены муки ради увеличения поставок на рынок последней.

В то же время рост цены при прочих равных условиях может сделать более прибыльным для производителя расширение выпуска какого-либо блага. Механизм регулирования предложения через прибыль будет рассмотрен в лекции 4.

И, наконец, можно заметить, что с течением времени, если цена в какой-либо отрасли остается высокой, в нее войдут новые производители. Таким образом, будет расширено рыночное предложение.

В силу наличия ряда исключений из рассмотренной нами связи («выше цена - больше предложение») экономисты предпочитают воздерживаться от утверждений о наличии закона предложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: