Сдвиги равновесия

Равновесная цена меняется при сдвигах кривых спроса и предложения. В результате устанавливается новое равновесие.

1. Изменения в спросе. Если изменяется хотя бы один из неценовых факторов спроса, то кривая спроса, как мы уже знаем, тоже сдвигается. Это приводит к движению вдоль кривой предложения до новой точки равновесия.

На рис. 2.9 показаны гипотетические сдвиги кривой спроса. Сдвиг кривой вправо из положения D 1 в положение D 2 означает повышение равновесной цены с P 1e до P 2e и соответствующее ему смещение равновесия из точки Е 1 в точку Е 2. При этом равновесное количество блага тоже увеличивается с Q 1е до Q 2е. Сдвиг кривой влево из положения D 1 в положение D 3 означает понижение равновесной цены с P 1e до P 3e и соответствующее ему смещение равновесия из точки Е 1 в точку Е 3. При этом равновесное количество блага тоже уменьшается с Q 1е до Q 3е.

Рис. 2.9. Изменения равновесия в результате изменений в спросе.

Таким образом, изменения в спросе сопровождаются аналогичными однонаправленными изменениями равновесной цены и равновесного количества. Это обусловлено тем, что сдвиг равновесия происходит вдоль имеющей положительный наклон кривой предложения.

2. Изменения в предложении. Если изменяется хотя бы один из неценовых факторов предложения, то кривая предложения тоже сдвигается. Это приводит к движению вдоль кривой спроса до новой точки равновесия.

На рис. 2.10 показаны гипотетические сдвиги кривой предложения. Сдвиг кривой вправо из положения S 1 в положение S 2 означает понижение равновесной цены с P 1e до P 2e и соответствующее ему смещение равновесия из точки Е 1 в точку Е 2. При этом равновесное количество блага, напротив, увеличивается с Q 1е до Q 2е. Сдвиг кривой влево из положения S 1 в положение S 3 означает повышение равновесной цены с P 1e до P 3e и соответствующее ему смещение равновесия из точки Е 1 в точку Е 3. При этом равновесное количество блага, наоборот, уменьшается с Q 1е до Q 3е.

Таким образом, изменения в предложении сопровождаются разнонаправленными изменениями равновесной цены и равновесного количества. Это обусловлено тем, что сдвиг равновесия происходит вдоль имеющей отрицательный наклон кривой спроса.

Рис. 2.10. Изменения равновесия в результате изменений в предложении.

В таблице 2.4 подводятся итоги анализа сдвигов равновесия.[7]

Таблица 2.4

Изменения в спросе и предложении и изменения равновесия.

  Равновесная цена Равновесное количество
Спрос растет растет растет
Спрос падает падает падает
Предложение растет падает растет
Предложение падает растет падает

3. Базовые модели рыночного равновесия: Вальраса, Маршалла и Паутинообразная модель

Различают 3 базовые модели рыночного равновесия, используемые для объяснения рыночных изменений на разных рынках и в разные периоды времени:

1) Модель Вальраса;

2) Модель Маршала;

3) Паутинообразная модель;

Существует два подхода к анализу установления равновесной цены: Леона Вальраса и Альфреда Маршалла.1. Главным в подходе Л.Вальраса является разница в объемах спроса и предложения. Если на рынке избыток предложения (при цене Р1), то в результате конкуренции продавцов происходит понижение цены до Р (и избыток исчезает.Если же существует избыток спроса или дефицит (при цене Р2), то конкуренция между покупателями повышает цены и приводит к исчезновению избытка.

Устойчивость по Вальрасу: Потребители начинают конкурировать между собой за обладание товаром => цена повышается. Процесс идет до тех пор, пока избыточный спрос не становится равным нулю в точке Е. Ан-но, если первоначальное значение цены: Р2, возникает избыточное предложение AL; конкуренция среди продавцов понижает цену, пока избыточное предложение не становится равно нулю в точке Е.

=

Модель Вальраса используется для объяснения рыночного равновесия в краткосрочном периоде времени. Особенность модели заключается в том, что в ней активную роль играют одновременно и покупатель, и продавец. Роль покупателя усиливается в условиях избыточного спроса и конкуренции среди покупателей. Роль продавца усиливается в условиях избыточного предложения и конкуренции среди продавцов. Конкуренция среди покупателей является для рынка силой, заставляющей рыночную цену подняться, а конкуренция среди продавцов заставляет рыночную цену снизиться.

2. Главным в подходе А.Маршалла является разность цен Р1 и Р2. Маршалл исходит из того, что продавцы, прежде всего реагируют на разность цены спроса и цены предложения.Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста (или сокращения) предложения. Увеличение (или сокращение) объема предложения уменьшает эту разницу и тем самым способствует достижению равновесной цены.

Модель Маршала используется для объяснения рыночного равновесия в долгосрочном периоде. В этой модели активная роль принадлежит продавцу, поставщику продукции. При этом продавец сориентирован на соотношение цен спроса и предложения. Если цена спроса больше цены предложения, то продавец увеличивает поставки товара на рынок, а если цена предложения больше цены спроса, то уменьшаются поставки до тех пор, пока не придёт к равновесному объёму на данном рынке.

Q1 → Pd > Ps, увеличение поставок;

Q2 → Ps > Pd, уменьшение поставок.

Устойчивость по Маршаллу: продавцы реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Так, при объеме предложения Q1 цена спроса P2 больше цены предложения P1, и продавцы будут ↑ объем предложения до достижения точки Е. Если цена спроса < цены предложения, предложение будет, наоборот, ↓, пока рынок не окажется в состоянии равновесия в точке Е.

Если рассмотреть случай, когда кривая предложения направлена вниз и угол наклона кривой предложения круче угла наклона кривой спроса, то окажется что такое равновесие устойчиво по Вальрасу и неустойчиво по Маршаллу. Таким образом, модели Вальраса и Маршалла приводят, хотя бы с теоретической точки зрения, к различным условиям устойчивости равновесия.

Процесс установления равновесия в коротком периоде лучше описывается с помощью модели Вальраса, когда, например, избыточный спрос ведет к повышению цены до равновесного значения. Для анализа достижения равновесия в длительном периоде удобнее пользоваться моделью Маршалла, в которой объем предложения возрастает, если цена спроса превышает цену предложения.

По версии Вальраса, в условиях дефицита активно действуют покупатели, а в условиях излишка товаров – продавцы. Согласно версии Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели.

3) Паутинообразная модель наиболее удовлетворительно объясняет рынки с длительным производственным циклом (аграрные рынки, рынки строительства), когда покупатель и продавец располагают различной ценовой информацией. Более оперативную информацию имеет покупатель, ориентирующийся в своём рыночном поведении на текущую цену. Продавец же ориентируется на цену прошлого периода, т.к. более достоверной информации он не имеет из-за продолжающегося производственного цикла. Данная модель – это частный случай затухающей модели.

Главным условием для построения этой модели является разность угловых коэффициентов при построении кривых спроса и предложения. Угловой коэффициент кривой предложения равен:

Угловой коэффициент кривой спроса равен

>

Покупатель более гибок, т.к. обладает большей информацией;

Р1- высокая цена прошлого периода;

P2- реальная цена, по которой приобретёт покупатель;

Равновесие в отрасли с фиксированным циклом производства, когда производители, приняв решение о производстве на основании существовавших в предыдущие годы цен, уже не могут изменить его объем можно определить из паутинообразной модели. На рис. изобр. уст. и неуст. равновесие. Равновесие устойчиво – если угол наклона кривой предложения круче угла наклона кривой спроса; и неустойчива и в обр. случае.


[1] Не путать с у.е., в ряде случаев заменяющих в России рубли в их денежных функциях (о функциях денег см. раздел «Макроэкономика»).

[2] В некоторых источниках можно встретить термин «блага низшего качества», который употребляется вместо термина «низшие блага». Кроме того, что это плохой перевод английского словосочетания «inferior goods», у него есть гораздо более существенный недостаток. Дело в том, что здесь создается иллюзия будто бы речь идет о неких испорченных товарах. В действительности же, если снова обратиться к нашему примеру с килькой и осетриной, то спрос на кильку падает не от того, что она стухла, а от того, что хорошая осетрина (не «второй свежести») для многих людей просто предпочтительнее даже отличной кильки.

[3] Эти факторы часто называют неценовыми факторами спроса. Здесь надо иметь в виду, что под термином «неценовые» понимается лишь то, что они не включают в себя реальную цену блага, на которое предъявляется спрос. В то время как цены товаров-заменителей и дополняющих товаров, так и ожидаемая цена самого блага входят в категорию «неценовые факторы».

[4] Нижний индекс g в цене рассматриваемого блага здесь и далее будет опускаться в целях облегчения записи.

[5] Интересующихся происхождением этого парадокса отсылаем к учебнику Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: В 2-х т. СПб.: Экономическая школа, 1994. Т. 1. - С.42, 49-52.

[6] Комерсантъ, 2000, 19 июля. – С.5.

[7] С более глубоким анализом сдвигов равновесия и их последствий можно познакомиться в математическом приложении А к данной лекции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: