Вопросы лекции

1. Краткосрочный и долгосрочный периоды

2. Издержки производства: понятие и их виды в краткосрочном периоде

3. Доход (выручка от реализации) и её виды. Бухгалтерская, экономическая и нормальная прибыль фирмы

4. Совершенная и несовершенная конкуренция. Рыночные структуры и их основные характеристики.

5. Максимизация прибыли фирмами-совершенными и несовершенными конкурентами в краткосрочном периоде. Условия приостановки процесса производства.

1. Краткосрочный и долгосрочный периоды

Таблица

Период Понятие Действует Формулировка
Краткосрочный отрезок времени, в течение которого невозможно увеличить хотя бы один из используемых ресурсов (например, оборудование) закон убывающей предельной производительности(уменьшающейся отдачи ресурса) возрастание единиц переменного фактора (например, труда) при неизменной величине постоянного фактора (оборудования) непременно приведет к ситуации, когда каждая последующая единица переменного фактора начнет прибавлять к суммарному продукту меньше, чем его предыдущая единица, или обязательно наступит момент, когда дальнейшее увеличение единиц используемого переменного факто­ра вызовет снижение предельного продукта.
Долгосрочный отрезок времени, в течение которого могут быть увеличены все используемые ресурсы Связь между количеством используемых ресурсов и объемом выпуска показывает отдача от масштаба производства (или, эффект масштаба). Различают постоянную, убывающую и возрастающую отдачу от масштаба. Постоянная отдача от масштаба означает, что увеличение выпуска происходит в той же пропорции, что и увеличении ресурсов, например, 5% и 5% соответственно. Убывающая (отрицательная или сокращающаяся) отдача от масштаба означает, что увеличение выпуска происходит в меньшей пропорции по сравнению с увеличением ресурсов, например, 5% и 10% соответственно. Возрастающая отдача от масштаба означает, что увеличение выпуска происходит в большей пропорции по сравнению с увеличением ресурсов, например, 10% и 5% соответственно.

2. Издержки производства: понятие и виды в краткосрочном периоде.

Издержки производства – это затраты на приобретение факторов производства, которые используются при создании экономических благ, но только в том случае, если этот процесс начался.

Различают явные (бухгалтерские или внешние) и неявные (внутренние, или альтернативные, или издержки упущенных возможностей) издержки.

Бухгалтерские издержки – это платежи сторонним поставщикам за поставку ресурсов (фактические расходы плюс амортизационные отчисления на капитальное оборудование)

Экономические издержки – это сумма бухгалтерских издержек и издержек упущенных возможностей.

Альтернативные (неявные) издержки – это упущенная выгода от лучшего из альтернативных способов использования принадлежащих фирме ресурсов.

Таблица

Издержки производства в краткосрочном периоде

Вид издержек Обозначение и формула Понятие
Постоянные (фиксированные) FC издержки, которые не зависят от объема и реализации продукции (зарплата административно-управленческого аппарата, арендная плата, коммунальные услуги, затраты на охрану территории).
Переменные VC. При выпуске Q = 0 à VC=0 издержки, величина которых находится в непосредственной зависимости от объема производства и реализации: затраты на сырье и материалы, топливо, энергию, транспортные услуги, заработная плата производственного персонала и др.
Общие TC=FC+VC, где TC – общие издержки Сумма постоянных и переменных издержек составляет валовые (общие) издержки предприятия
Средние общие AТC=TC/Q = AVC+AFC, где AТC – средние издержки, Q - выпуск. Общие издержки, приходящиеся на единицу произведённой продукции.
Средние переменные AVC=VC/Q переменные издержки в расчёте на единицу продукции
Средние постоянные AFC=FC/Q постоянные издержки в расчёте на единицу продукции
Предельные МC=∆VC/∆Q = ∆ TC/∆Q = (ТС)’ = (VC)’ дополнительные издержки, связанные с производством еще одной единицы продукции, т. е. изменение общих (или переменных) издержек, связанное с изменением объёма производства

3. Доход (выручка от реализации) и её виды. Бухгалтерская, экономическая и нормальная прибыль фирмы

Таблица

Доходы и прибыль фирмы

Вид выручки Обозначение и формула Понятие
Общая выручка от реализации (валовой доход) TR = P *× Q, где TR - общая выручка, P -×цена единицы продукции, Q – количество проданных единиц Общая выручка (доход) есть суммарные денежные поступления от продажи данного количества продукции за определенный период времени.
Средняя выручка(средний доход) AR = TR/ Q = Р Средняя выручка есть выручка от продажи единицы продукции. Она есть частное от деления общей выручки на количество проданного блага.
Предельная выручка(предельный доход) MR = DTR/DQ; MR = (TR)’Q Предельная выручка(доход) есть прирост общей выручки, полученной от продажи дополнительной единицы продукции.
Бухгалтерская прибыль PrБ = TR – ТСБ.= (Р – АТС) Q = PrЭ + Prнормальная разница между общей выручкой и бухгалтерскими издержками (явные или внешние издержки)
Экономическая прибыль PrЭ = TR –ТСЭ.= PrБ – издержки упущенных возможностей (неявные или внутренние издержки разница между общей выручкой и всеми (экономическими) издержками фирмы

Нормальная прибыль: нормальным является минимальный уровень прибыльности достаточный для того, чтобы владельцы предприятия считали для себя выгодным продолжение занятий данным видом бизнеса. Бух. прибыль – абсолютный показатель положения дел на предприятии, фиксирующий наличие прибылей или убытков. Она ничего не говорит о положении предприятия в сравнении с другими фирмами. Нормальная прибыль свидетельствует о том, что бизнес идет не хуже, чем в среднем по экономике. Наличие же положительной экономической прибыли означает, что данное предприятие лучше других распоряжается ресурсами, в том числе и предпринимательским талантом. Экономическая прибыль является критерием успеха фирмы.

Прибыль на единицу изделия = (Р – АС); (P – AC)∙Q = прибыль от всего объема производства.

Факторы, влияющие на прибыль:

1) объем производства и его структура,

2) цена на ед. изделия,

3) издержки и др.

4. Рыночные структуры и их основные характеристики.

Микроэкономика начинает изучение рынков с допущения о наличии на них совершенной конкуренции. Что это такое?

Представим себе рынок какого-либо блага, на котором действуют множество продавцов и покупателей. Их так много, что как бы ни вел себя отдельный продавец или покупатель, он не в состоянии изменить цену этого блага. Он может даже уйти с рынка, но рыночная цена останется той же. Если количество продавцов и покупателей настолько велико, что они не в состоянии своим поведением влиять на цену, их называют ценополучателями.

Итак, ценополучатель - это отдельный индивид или фирма, которые не способны повлиять на рыночную цену.

Используя введенное понятие «ценополучатель», можно дать определение и совершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция - это такая ситуация на рынке, при которой как продавцы, так и покупатели являются ценополучателями.

Совершенная конкуренция или совершенный рынок - это идеал, научная абстракция, которая используется экономистами как отправная точка анализа. В реальности совершенной конкуренции не существует, можно лишь найти некоторые рынки, которые близки к такому состоянию, но, тем не менее, не совпадают в точности с ним.

Поэтому экономическую теорию часто обвиняют в нереалистичности, оторванности от действительности. Однако с таким же успехом в этом можно обвинить и физику, которая допускает отсутствие трения или абсолютный вакуум. Любая теория нуждается в некой исходной, предельно идеализированной картине мира, на которую впоследствии накладываются усложнения. Иначе она теряет всякую опору.

В дальнейшем мы проанализируем ситуации, когда цена на рынке в той или иной мере зависит от поведения продавца и/или покупателя. Однако не будем забегать вперед. До этого нам предстоит пройти еще очень долгий путь, и начнем мы его с совершенной конкуренции. И лишь значительно позже она послужит нам в качестве базы для сравнения.

Рыночная структура – это модель поведения фирмы в условиях конкурентной среды.

Различают два типа рыночных структур: совершенная и несовершенная конкуренция. Тип рынка благ или рыночная структура указывает на:

· · количество производителей и покупателей;

· · их удельный вес в общем объеме покупок и продаж;

· · степень стандартизации продукции;

· · свободу входа на рынок и выхода с него;

· · взаимозависимость и т.д.

Исходя из этого различают четыре идеальные модели рыночных структур (типов товарных рынков):

1. 1. Совершенная конкуренция.

2. 2. Монополия.

3. 3. Монополистическая конкуренция.

4. 4. Олигополия.

Совокупность этих моделей образует теоретический инструментарий для анализа конкретных реальных рынков.

Таблица

Рыночные структуры и их основные свойства

Критерий Тип рыночной структуры
Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция
монополистическая олигополия чистая монополия
Количество фирм очень много Много Небольшое Одна, чаще в регионе, чем в стране
Доля рынка очень небольшая (не более 1%) Небольшая (не более 10%) значительная Контролирует 100% продаж
Учет реакции конкурентов Невозможно отследить Сложно учесть Интересуются реакцией при проведении ценовой политики Нет необходимости
Барьеры, вход на рынок Никаких затруднений Небольшие (имидж на рынке и др.) Значительные Вход полностью блокирован
Тип продукта, степень стандартизации Стандартизирован (однороден) Дифференцирован по упаковке, модели, бренду и т.д. Стандартизирован или дифференцирован Уникален, не имеет близких заменителей
Контроль над ценами Отсутствует Существует в узких рамках Значительный особенно при ценовым лидере, полный при сговоре, ограниченный взаимозависимостью при отсутствии сговора Максимально возможный
Тип конкуренции неценовая конкуренция Совершенная Несовершенная, Ценовая и неценовая за объём продаж Несовершенная и неценовая за объём продаж Не ведется. Рекламируется имидж монополии.
Доступ к рыночной информации Равный и полный Может быть неполной Может быть полной и неполной Полный
Кривая спроса и его эластичность Горизонтальная линия; абсолютно эластичный спрос Отрицательный наклон; высоко эластичный спрос Отрицательный наклон, спрос менее эластичен и зависит от реакции конкурентов Вертикальная линия; абсолютно неэластичный спрос
Правило максимизации прибыли МR = МС = Р МR = МС < Р МR = МС < Р МR = МС < Р
Приостановка выпуска в краткосрочном периоде, если фирма не ликвидируется Убытки больше постоянных издержек, а цена P<AVC Убытки больше постоянных издержек, а цена P<AVC Убытки больше постоянных издержек, а цена P<AVC Убытки больше постоянных издержек, а цена P<AVC
Кривая предложения Часть правой ветви линии МС, лежащей выше кривой AVC Часть правой ветви линии МС, расположенной выше кривой AVC Часть правой ветви линии МС, расположенной выше кривой AVC Часть правой ветви линии МС, лежащей выше кривой AVC
Типичный вид деятельности Рынки однородных благ в Интернете (с оговорками) Розничная торговля, производство одежды, обуви, книг, конфет Металлургическая, автомобильная, бумажная промышленности Транспортировка газа по трубопроводам, метро

5. Максимизация прибыли фирмами-совершенными и несовершенными конкурентами в краткосрочном периоде. Условия приостановки процесса производства.

Совершенно конкурентный рынок – рынок, на котором выполняются условия совершенной конкуренции. Фирма, функционирующая в названных условиях (на совершенно конкурентном рынке), из 2-х важнейших параметров, образующих совокупный доход (TR=P·Q), может контролировать (регулировать, изменять) только объем своего производства, но не цену на продукцию. Цена в каждый данный момент стихийно складывается на рынке, фирма ее принимает как заданную (Р – const в данный момент), отсюда P=MR.

Всякая фирма, выбирая выпуск продукции, стремится максимизировать прибыль. Выведем правило: объем производства может нарастать до того момента, пока приращение прибыли на дополнительную единицу товара не станет равно нулю:

Раскроем числитель дроби:

– предельный доход (MR)

 
 

– предельные издержки (MC)


→MR–MC=0; →MR=MC

Для совершенно конкурентной фирмы это правило можно уточнить так:

Р=МС , поскольку P=MR.

Итак, совершенно конкурентная фирма, максимизируя прибыль, выбирает тот объем производства, при котором Р=МС (правило) и условие Р>AТCmin.

Эта ситуация равновесия фирмы (самая благоприятная ситуация).

Таблица. Данные совершенно конкурентной фирмы
в краткосрочном периоде (на конец первого полугодия)

Другой менее благоприятной ситуацией на фирме является самоокупаемость, когда покрываются за счет продажи продукции все затраты, но нет экономической прибыли:

Р=МС=АСmin.

Убытки у совершенно конкурентной фирмы возникают, если Р=МС, при этом АСmin>P>AVCmin. Банкротство фирмы (прекращение производства по причине высоких издержек и низкой цены) имеет место при Р=МС, P<AVCmin.

Названные ситуации могут быть представлены следующим графиком:

 
 

1) при цене 150 руб и объеме 318 изделий – есть max прибыли,

2) при цене Р2 количестве Q2 – фирма на самоокупаемости,

3) в интервале цен P2 P3 и количестве Q2 Q3 – фирма убыточна.

4) при цене ниже Р3 нет смысла осуществлять производство.

Точка С – критическая точка.

Линия спроса у совершенно конкурентной фирмы всегда совпадает с линией предельного дохода (т.к. P=MR) и на графике есть горизонтальная линия. Кривая предложения совпадает с линией предельных издержек до критической точки (график ниже).

Кривая предложения показывает зависимость между ценой и количеством предлагаемой продукции.

 
 

Основные факторы, влияющие на предложение:

1. Размеры фирмы.

Чем фирма больше, тем она больше применяет постоянные ресурсы, а значит и продукции производит. Следовательно, чем больше средний размер фирмы, поставляющей на рынок стандартизированный товар, тем больше продукции она предлагает по данной цене.

2. Цены переменных ресурсов.

Рост цен на переменные ресурсы снижает предложение и наоборот.

3. Новые технологии увеличивают объем производства.

В долгосрочном периоде у фирм возникает тенденция расходовать средства на высокопроизводительные ресурсы, это ведет к выравниванию затрат на всех предприятиях отрасли. Иначе говоря, в долгосрочном периоде совершенно конкурентные фирмы не имеют экономической прибыли. Данная ситуация характеризуется следующей формулой: P=LMC=LACmin (цена равна долгосрочным предельным издержкам и долгосрочным минимальным средним издержкам).

Вывод: совершенно конкурентный рынок – это наиболее эффективно работающий рынок, потому что цена складывается под влиянием спроса и предложения, не зависит от фирмы; цены ниже, чем в условиях других типов рынков.

Лучше тому обществу, в котором поддерживаются условия совершенной конкуренции в большинстве отраслей.

Задача. Предположим, цена на продукт фирмы в данный момент 50 руб. При данном уровне выпуска фирма имеет предельные издержки 30 руб. Объясните, что фирма должна предпринять для максимизации прибыли.

Решение.

Р=50, МС=30, 50≠30, Р>МС→

.


Следует увеличить переменные издержки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: