Общественные организации и движения

КЛАССИФИКАЦИЯ ПАРТИЙНЫХ СИСТЕМ. ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ.

Политические партии возникают для представительства и выражения разнообразных интересов социальных слоев и классов. Количество партий в обществе отражает степень его социальной, экономической, культурной и религиозной неоднородности. По количеству партий в обществе можно выделить следующие типы партийных систем:

- монопартийная система – единственная партия монополизирует государственную власть, такой тип партийных систем характерен для тоталитарных и авторитарных режимов. К ее достоинствам относятся: способность интегрировать социальные группы, гармонично сочетать их интересы, концентрировать ресурсы и направлять их на решение актуальных проблем. Однако, отсутствие оппозиции обрекает партию на застой, происходит отрыв руководства партии от масс;

- двухпартийная система – состоит из нескольких партий, с заметным преобладанием двух наиболее влиятельных. Двухпартийная система обеспечивает возможность создания стабильного правительства, опирающегося на поддержку парламентского большинства, т.к. победившая на выборах партия обладает большинством депутатских мандатов. Такое правительство способно проводить глубокие преобразования в обществе. Ее недостатком является возможность смены политического курса на следующих выборах;

- многопартийная система, которая предполагает наличие двух и более партий. Такая система стремится к поиску согласия и компромиссов, поскольку ни одна из партий не является доминирующей.

Партийные системы можно классифицировать и по качественным критериям или по политическому весу. Роль политических партий, их влияние на общественную и государственную жизнь неодинакова. Масштаб политического влияния на общество и власть определяет характер отношений внутри партийной системы.

Политическое влияние партий складывается из трех переменных:

- число членов партии;

- число избирателей, проголосовавших на выборах;

- число депутатских мест, полученных на выборах.

В соответствии с распределением депутатских мест в парламенте партии различаются по степени влияния на процесс принятия политических решений.

В процессе проведения избирательной компании большое значение имеет электоральная просвещенность граждан.

Граждане, пользующиеся избирательным правом в данном государстве, определяются понятием электорат. Электоральная просвещенность предполагает знание назначения и процедуры выборов, информацию об основных политических партиях, их программы и кандидатов. Электоральная просвещенность обеспечивает сознательность и компетентность решений, без которых выборы являются не волеизъявлением народа, а институтом массового манипулирования, который использует элита.

Главным регулятором выборов является избирательная система, определяющая общие принципы организации выборов, а так же способы перевода голосов избирателей в мандаты, властные должности.

Существует два основных типа избирательных (электоральных) систем: мажоритарная система (альтернативная) и пропорциональная система (представительная).

При мажоритарной системе кандидат или партия должны получить большинство голосов электората. В зависимости от того, какое большинство требуется мажоритарные системы делятся на:

- мажоритарная система абсолютного большинства – победитель должен получить больше половины голосов (50% + 1 голос);

- мажоритарная система относительного большинства – для победы кандидату или партии достаточно немного опередить других претендентов.

К достоинствам мажоритарной системы следует отнести:

- сравнительную легкость формирования правительства и его большую стабильность. Депутатские мандаты распределяются между крупными партиями, т.к. мелкие партии не могут обеспечить своим кандидатам большинство голосов;

- формирование устойчивых связей между депутатом и избирателями, т.к. депутат избирается гражданами определенного округа и рассчитывает на свое переизбрание, они больше ориентируются на свой электорат, который лучше знает депутатов, чем при голосовании в партийном списке.

Мажоритарная система обладает и определенными недостатками, в частности: если нет подавляющего перевеса победившей партии, теряется приблизительно 49% голосов избирателей, проголосовавших за побежденных кандидатов.

Тем самым нарушается принцип всеобщего избирательного права, т.к. голоса, полученные потерпевшим поражение кандидатом, пропадают.

Пропорциональная система строится на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. Депутатские мандаты распределяются не между кандидатами, а между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. Электорат голосует за партийные списки, т.е. за конкретную программу. В списки стремятся включать наиболее известных, авторитетных людей.

Существует две разновидности пропорциональной системы:

- система закрытых (жестких) списков – избиратели имеют право выбрать только партию, проголосовав за список целиком. Депутатами становятся первые кандидаты списка в соответствии с числом мест, полученных в результате голосования;

- система открытых (мягких) списков – избиратели, голосуя за партию, могут изменить места кандидатов.

Пропорциональная система является более демократичной, т.к. позволяет учитывать политические симпатии населения и создает благоприятные условия для небольших политических партий.

К недостаткам пропорциональной системы можно отнести чрезмерную многопартийность в парламента и, как следствие, нестабильность правительства.

Данный недостаток пытаются исправить введением определенного порога (порядка 5%), который необходимо преодолеть партии, чтобы быть представленной в парламенте.

Многие страны, стремясь использовать достоинства и смягчить недостатки мажоритарной и пропорциональной систем, применяют смешанные системы сочетающие элементы как мажоритарной, так и пропорциональной систем.

В каждой сложноорганизованной политической системе помимо политических партий существуют и другие механизмы опосредующие отношения граждан с государством. К ним можно отнести общественные организации (группы интересов) и общественно-политические организации и движения.

Понятие группы интересов характеризуют совокупность сложных общественных образований. Англичанин Р.Доуз относит к ним ассоциации индивидов, сосредоточенные на влиянии на власть способами, наиболее отвечающие интересам этого объединения.

Американские исследователи Г.Алмонд и Дж.Пауэлл считают их группами людей, объединенных особыми связями, выражающими взаимную заинтересованность или выгоду для составляющих их граждан.

В широком смысле группы интересов можно определить как добровольные объединения, приспособленные или специально созданные людьми, для выражения или отстаивания своих властно значимых интересов в отношениях с государством и другими политическими институтами, они предназначены не для завоевания власти, а лишь для влияния на ее институты.

Эти объединения, будучи посредником в отношениях государства с народом, представляют интересы социальных, национальных, религиозных и прочих человеческих общностей и являются формой выражения коллективных действий их членов. Участвуя в деятельности групп интересов, граждане делают шаг от социальной активности к активности политической. Чем шире представительство социальных потребностей группами интересов, тем разностороннее связь между обществом и государством.

Многообразные группы интересов обладают широким набором ресурсов для воздействия на власть. В качестве таких ресурсов могут выступать их экономические и финансовые возможности, информация и опыт политического участия их членов, организационные структуры и т.п.

Разновидностью групп интересов являются группы давления – это такие группы интересов, которые используют для влияния на власть в первую очередь не методы информирования и убеждения, а методы прямых организованных действий – соответствующие компании в СМИ, митинги, демонстрации, марши, пикеты, забастовки и другие акции в поддержку своих требований.

В целом действие разнообразных групп интересов способствуют усложнению строения политической системы. В частности это происходит за счет увеличения предпосылок возникновения партий и нарастания фракционности в этих политических институтах.

Группы интересов выполняют в обществе следующие функции:

- функция артикулирования интересов, т.е. преобразования социальных эмоций и ожиданий, чувств неудовлетворенности или солидарности граждан в определенные политические требования;

- функция агрегирования, т.е. согласования частных потребностей, установления между ними определенной иерархии и выработки на этой основе общегрупповых целей;

- функция информирования – группы интересов доводят до органов власти сведения о состоянии той или иной проблемы общественной жизни;

- функция формирования политической элиты, т.к. группы интересов часто выступают в качестве экспертов, дающих оценку состояния тех или иных проблем, они имеют возможность предлагать своих членов для работы в государственных органах, поддерживать определенных деятелей во властных структурах, влиять на отбор кадров, участвующих в процессе принятия решений.

Морис Дюверже выделил следующие типы групп интересов:

- специализированные, занимающиеся только политической деятельностью;

- частичные, выполняющие более широкий круг социальных функций: организация бизнеса, развитие культурной сферы, межнациональных отношений и т.п.

К специализировпаннным группам интересов относятся общественно-политические организации и движения.

Общественно-политические движения это наиболее активная часть общества, призванная выражать интересы определенных социальных групп и направленная на достижение какой-либо политической цели.

В движения включаются лица не удовлетворенные деятельностью тех или иных партий, не желающие ограничивать себя уставными нормами и программными устремлениями, а также не имеющие четко выраженных политических интересов.

Можно выделить основные отличия общественно-политических движений от политических партий:

- социальная база движений более широкая, аморфная, пестрая (может включать представителей различных социальных, национальных, идеологических, религиозных и других групп);

- общественно-политические движения придерживаются, как правило, только одной политической концепции и добиваются решения одной крупной политической проблемы, имеют одну цель, а не несколько как партии;

- общественно-политические движения не столь долговременны как партии, их существование носит ситуационный характер;

- общественно-политические движения, не стремясь к власти, пытаются воздействовать на нее, подтолкнуть данную власть к решению своих проблем;

- центром политической активности движения выступает его ядро – инициативная группа;

- в общественно-политическом движении отсутствует формальная внутренняя иерархия, четко выраженное постоянство членов, нет устава.

Можно выделить следующие виды общественно-политических движений:

- в зависимости от сферы деятельности: социально-политические, этнополитические, конфессиональные, экономические, экологические, антивоенные и др.;

- в зависимости от целей: революционные и контрреволюционные, реформаторские и консервативные, национал-демократические и общедемократические;

- в зависимости от количества участников: массовые и элитарные;

- в зависимости от места в политическом спектре: левые, правые, центристские;

- в зависимости от масштаба деятельности: межгосударственные, общефедеральные, региональные, местные;

- в зависимости от социального состава: профессиональные, женские, молодежные, ветеранские и др.;

- в зависимости от характера возникновения: сознательно организуемые и стихийные;

- в зависимости от способа организации: фронты, ассоциации, объединения и др.;

- в зависимости от методов действия: насильственные и ненасильственные.

Вторая половина ХХ века характеризуется бурным развитием общественно-политических движений. Одни общественно-политические движения достигнув своей цели прекращают свое существование, а другие, пытаясь воздействовать на власть, подтолкнуть ее к решению своих проблем, могут трансформироваться в политическую партию.

ТЕМА: ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ. ОСНОВНЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ

ВОПРОСЫ: 1. Сущность политического сознания и его структурные элементы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: