Сущность и структура политического процесса

Политическое участие.

Стадии политического процесса.

Политическая система общества – единое целостное образование. Одной из важнейших характеристик всякой социальной системы является то, что ее элементы находятся в постоянном подвижном взаимодействии друг с другом. Следовательно, важнейшей стороной исследования политической сферы является рассмотрение политической системы с ее динамической стороны, т.е. анализировать ее как политический процесс.

Политический процесс трактуется как совокупная деятельность всех субъектов, связанная с формированием, изменением, преобразованием и функционированием политической системы. Такое понимание политического процесса базируется на той идее, что данный процесс складывается из бесконечной суммы политически значимых действий всех включенных в него участников. Таким образом политический процесс раскрывает движение, динамику, эволюцию политических явлений, конкретное изменение их состояний во времени и в пространстве.

Важнейшей составной частью политического процесса выступает изменение, которое означает любые модификации структуры и функций, институтов и форм, постоянных и переменных черт, темпов эволюции и других параметров политических явлений. Изменения могут не затрагивать основных структур и механизмов власти (например, могут меняться лидеры правительства, отдельные институты, но ведущие ценности, нормы, способы отправления власти сохранятся в прежнем качестве), а могут вести к замене базовых элементов, которые в совокупности способствуют достижения системой нового качественного состояния.

В то же время каждый тип политических изменений обладает собственной ритмикой, сочетанием стадий и взаимодействий субъектов, структур, институтов.

Политический процесс, фиксируя и раскрывая реальную смену состояний политических субъектов, складывается не только в соответствии с сознательными намерениями субъектов, но и в результате многообразных стихийных воздействий. В этом смысле политический процесс исключает какую-либо заданность или предопределенность в развитии событий.

Отражая реально сложившиеся, а не планируемые изменения, политические процессы обладают ярко выраженным ненормативным характером, что объясняется наличием в политическом пространстве разнообразного типа движений, обладающих собственными формами и способами трансформации политических явлений, сочетание которых лишает последние строгой определенности и устойчивости.

Итак, политический процесс – это ход развития политических явлений, совокупность действий политических субъектов по осуществлению своих ролей и функций в сфере власти, обеспечивающих формирование и функционирование политической системы общества.

Политический процесс расположен в соответствующем его содержанию политическом пространстве. В структуре политического процесса принято выделять по меньшей мере четыре значимых компонента:

- субъекты политического процесса (институционализированные и неинституционализированные);

- политические интересы данных субъектов;

- политическая деятельность людей (профессиональная политическая деятельность и политическое участие рядовых граждан);

- политические отношения, складывающиеся в результату деятельности субъектов политического процесса.

Ресурсами политического процесса могут служить его идеальная и материальная основа: знания, технические и финансовые средства, настроения масс, идеология, состояние общественного окружения и т.д.

В современной науке сложилось множество представлений об источниках, механизмах и формах изменений. Так, К.Маркс видел основные причины политической динамики во влиянии экономических отношений; В.Парето связывает их с циркуляцией элит; М.Вебер – с деятельностью харизматического лидера; Т.Парсонс – с исполнением людьми различных ролей. Сегодня в качестве основного источника политических изменений называют конфликт.

Современная политология выделяет два основных направления в определении природы политических процессов.

Первая теория сформулирована в рамках сравнительного подхода. Американский политолог Л.Пай, сравнивая политическое развитие западных и незападных стран, связывает их принципиальные различия с культурным «кодом», который, по его мнению, определяет практические ориентации и поведение населения. Эти различия обусловлены цивилизационными особенностями западного и незападного мира. Он полагал, что противопоставление «Запада» – «не Западу», основанное на различии культур, позволяет понять, почему идеи демократии развивались в границах «исторического Запада» и были чужды бытийным основам «незападного мира».

Вторая теория исходит из того, что сама культурная неоднородность западных обществ создает основу для существования двух версий политического процесса, которые соответствую, по мнению М.Вебера, двум типам политической культуры: неэтатистской (демократической) и этатистской (технократической, элитарной). Две политико-культурные ориентации обусловливают две интерпретации политического процесса – горизонтально и вертикально организованных.

Горизонтально организованный политический процесс строится на признании формального равенства и относительной автономности его главных участников, которые сотрудничают или соперничают друг с другом, следуя общим правилам игры. Они привержены одним и тем же нравственным требованиям и юридическим нормам, логика их действий задается неэтатистской (демократической) системой ценностей, в которой доминируют ценности свободы, права, консенсуса и т.п.

Вертикально организованный политический процесс – это стихийное проявление интересов, потребностей, образа мыслей иррациональных масс, которому противостоит государственная власть, организованная система ценностей и политическая наука. Смысл взаимоотношений государства и подданных сводится к определению правил поведения управляющих и управляемых. Осмысленность и рациональность политического взаимодействия формируется правительством, которое стремится навязать гражданам ценности определенной политической культуры. Наиболее важным в диалоге «власть – общество» является ответственность, законопослушность, рациональность. Наиболее адекватной формой вертикально организованного политического процесса является «экспертный совет» политиков, ученых, промышленников и т.д.

По значимости для общества тех или иных форм политического регулирования социальных отношений политические процессы можно подразделить на базовые и периферийные.

Первые характеризуют разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством, формы преобразования интересов и требований населения в управленческие решения, типичные приемы формирования политических элит и т.д. В этом смысле можно говорить о процессах политического участия и государственного управления (принятии решений, законодательном процессе и др.).

Периферийные политические процессы раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп давления и т.д.), развитие местного самоуправления, другие связи и отношения в политической системе, не оказывающие принципиального влияния на доминирующие формы отправления власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: