Политические конфликты в России

Противоречия и конфликты присущи любому политическому процессу. Конфликт обычно развивается при взаимодействии субъектов политики, выражающих противоположные интересы. Политическая воля способна предотвратить перерастание конфликта в вооруженную борьбу, снизить его интенсивность и остроту, найти варианты для его смягчения.

В России есть глубокие революционные корни, пронизывающие общественное сознание. Путем революционного переворота Россия вступила в ХХ века и путем революционного экспериментирования его завершила. Примером политического кризиса российского общества являются события начала 90-х годов ХХ века. К осени 1993 года сложилась ситуация, когда президентская власть оказалась под угрозой полной потери управленческих функций и легитимности. Указ Президента РФ №1400 создал условия для упразднения системы Советской власти в России и отмены действующей Конституции. Двоевластие переросло в безвластие. На разрешение данного политического кризиса были направлены следующие политические акции: заключение конституционного соглашения; проведение референдума о доверии Президенту; создание альтернативной конституционной комиссии, конституционного совещания; учреждение Совета Федерации, наделение его законодательными полномочиями и т.д.

В ходе политической борьбы, столкновения интересов (социальных, национальных, групповых, ведомственных и т.д.), вопросы содержания правовых норм и их применение оказались в центре политической борьбы, а законотворческая деятельность стала формой политического противоборства, инструментом политики.

Так, кризис в России 1992 – 93 гг. по вопросу о компетенции различных вервей власти носил не столько правовой, сколько политический характер.

Мощным катализатором развития конфликта в России стала политизация национальных интересов, переплетение национального и государственного.

Анализ результатов вооруженных конфликтов на территории Российской Федерации позволяет сделать следующие выводы: большинство конфликтов возникло по поводу споров о статусе национально-территориальных образований и справедливости границ, разделяющих этносы; использование в конфликтах вооруженных сил не всегда было политически и юридически обоснованным; отсутствие разветвленной системы блокирования конфликтов, механизмов их предотвращения и прекращения.

Национальная проблематика для современной России является одним из главных направлений ее деятельности. В многонациональной России проживает свыше ста наций и народностей. Распад СССР, социально-экономические и политические трудности переходного периода, ухудшение криминогенной ситуации обострили многие, сдерживаемые ранее и даже изжитые, противоречия и конфликты.

Главным условием предотвращения любых конфликтов в многонациональном государстве является гармонизация национальных отношений в стране. Для этого необходимо следующее:

- наличие демократического правового государства. Основным гарантом общественного спокойствия должно стать сильное государство, базирующееся на справедливых законах, разумная организация общества, в котором каждый имеет средства к достойному существованию;

- обеспечение единства страны, отказ регионов и национальных меньшинств от сепаратизма, признание за верховной властью всех полномочий в деле обороны страны, ведения иностранных дел, борьбы с организованной преступностью;

- предоставление компактно проживающим национальным меньшинствам широкой автономии и права решения собственных дел;

- признание культурной автономии территориально рассеянных меньшинств, финансирование из центрального бюджета всевозможных культурных мероприятий;

- максимальное перемещение центра тяжести принятия властных решений на местный уровень;

- равноправие всех наций, удовлетворение их национально-культурных, языковых, религиозных и иных потребностей.

Благоприятный климат в сфере национальных отношений напрямую связан с выбором оптимальной модели государственного устройства страны, поскольку именно в государственном устройстве коренятся фундаментальные национальные интересы, прежде всего те, что связаны с политико-правовым статусом территорий проживания национальных общностей. Своеобразие России заключается не только в факте многочисленности самобытных российских народов, но и в том, что целый ряд из них компактно проживает в местах своего традиционного расселения, считая их собственной национальной территорией. Данное обстоятельство предопределяет стремление некоторых народов к обретению собственной внутрироссийской государственности или национально-административного самоуправления и находит выражение в выборе Россией федеративной модели государственного устройства.

Оптимизация государственного устройства России на основе принципов федерализма находится в числе приоритетных задач внутренней политики страны. Этот процесс преследует цели укрепления Российского государства через укрепление субъектов федерации, при учете особенностей разных групп последних. Поэтому Российская Федерация строится на сочетании территориального и национально-территориального принципов.

Таким образом, Российская Федерация развивается как федерация ассиметричная, включающая в себя субъектов разного типа с разным политико-правовым статусом.

Подобная форма государственного устройства способствует консолидации межнациональных отношений, обеспечение социального единства и социальной солидарности.

ТЕМА: СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

ВОПРОСЫ: 1. Мировая политика и международные отношения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: