Задачи занятия. Вопросы для самоконтроля

Приложение №2

Приложение №1

Вопросы для самоконтроля:

Что такое код наследственности и какова его химическая природа? Что такое кодовое число?

В чем выражается однозначность и универсальность кода?

Почему код триплетен?

Используйте таблицу кода наследственности и составьте для отрезка полипептидной цепочки: -фен-асп--цис-арг-фен-лей-про-вал-цис-.

Какова химическая природа генных мутаций?

Какие мутации возможны? Как могут влиять генные мутации на функции белка?

Единицей мутации является………………………………………………………….

Мутагенные факторы………………………………………………………………….

Кластер генов……………………………………………………………………………

1. Структурные гены эукариот имеют: (2)

1. полицистронную структуру

2. +моноцистронную структуру

3. только экзоны

4. +экзоны и интроны

5. интроны

2.Структурные гены прокариот имеют: (2)

1. + полицистронную структуру

2. моноцистронную структуру

3. +только экзоны

4. только интроны

5. экзоны и интроны

3. Ген прокариот содержит в своем составе: (2)

1. +цистрон

2. цистеин

3. интрон

4. пептид

5. +экзон

4. Функции гена: (3)

1. один ген – один организм

2. +один ген – один признак

3. +один ген – один белок

4. один ген – одна мутация

5. +один ген – один полипептид

5. Эукариотический ген имеет в составе: (3)

1. + цистрон

2. цистеин

3. +интрон

4. пептид

5. +экзон

6. Ген состоит из: (2)

1. конвертируемой последовательности

2. +регуляторной последовательности

3. контактной последовательности

4. +кодируемой последовательности

5. аминокислотной последовательности

7. Ген соответствует следующим представлениям: (3)

1. один ген – один нуклеотид

2. +один ген – один фермент

3. +один ген – один полипептид

4. один ген – одна аминокислота

5. +один ген – один признак

8. Участок гена прокариот представляет собой: (3)

1. +транскрибируемые последовательности

2. +регуляторные последовательности

3. транскрибируемые интроны

4. +нетранскрибируемые последовательности

5. нетранскрибируемые интроны

9. В состав генов прокариот входят: (2)

1. интроны

2. + экзоны

3. +нуклеотиды

4. информосомы

5. нуклеопротеины

10. Эукариотические гены имеют в составе: (3)

1. +интроны

2. информосомы

3. +экзоны

4. липопротеины

5. +нуклеотиды

11. Кодирующий участок гена прокариот содержит: (2)

1. оператор

2. +кодоны

3. индуктор

4. интроны

5. +экзоны

12. В состав информативного участка гена прокариот входят: (3)

1. оператор

2. +кодоны

3. +экзоны

4. регулятор

5. +триплеты

13. Кодирующий участок гена эукариот содержит: (3)

1. промотор

2. +кодоны

3. регулятор

4. +экзоны

5. +интроны

14. Характеристика гена: (3)

1. один ген – один организм

2. +один ген – один признак

3. +один ген – один белок

4. один ген – одна мутация

5. +один ген – один полипептид

15. Регуляторный участок гена содержит: (2)

1. кодоны

2. +промотор

3. экзоны

4. +оператор

5. интроны

16. В синтезе аминокислот у прокариот участвуют: (2)

1. оператор

2. +триплеты

3. информатор

4. интроны

5. +экзоны

17. Последовательности ДНК, кодирующие аминокислоты, называются: (2)

1. операторы

2. +кодоны

3. +экзоны

4. регуляторы

5. интроны

18.Гены прокариот состоят из: (2)

1. +только из экзонов

2. только из интронов

3. +только из триплетов

4. только из неинформативных участков

5. из информативных и неинформативных участков

19. Синонимами гена являются: (2)

1. хромонема

2. + локус

3. нуклеосома

4. + аллель

5. хроматида

20. В кодирующем участке гена эукариот располагаются: (3)

1. операторы

2. + триплеты

3. промоторы

4. + экзоны

5. + интроны

21. Участки гена, кодирующие аминокислоты (белки) называются: (3)

1. операторы

2. + триплеты

3. промоторы

4. + кодоны

5. + экзоны

22. В регуляторной части гена прокариот располагаются:(3)

1. супрессоры

2. +промоторы

3. определители

4. +операторы

5. +Прибнов-бокс

23. В регуляции активности генов прокариот участвует:(3)

1. промоции

2. +промоторы

3. Хогнесс-бокс

4. +Прибнов-бокс

5. +операторы

24. Активность генов прокариот определяется последовательностями, которые называются:(2)

1. +Прибнов-бокс

2. +промотор

3. определитель

4. Хогнесс-бокс

5. экзоны

Технологическая карта урока:

Тема: Понятие о кариотипе человека. Классификация хромосом. Карты хромосом человека. Нарушение генетического гомеостаза и его проявление в патологии человека

Специальность: «Лечебное дело»

Время: - 90 минут

Цели занятия:

Образовательная дать понятие о кариотипе человека; ознакомить учащихся с нарушениями генетического гомеостаза и его проявлении

Развивающая - формировать умения: выделять главное в изученном материале, проводить сравнение процессов жизнедеятельности анализировать результаты опытов

Воспитательная –. создание в представлении учащихся целостной картины мира с его единством и многообразием свойств живой и неживой природы.

Иметь представление:

Ø о кариотипе человека

Ø о классификации хромосом

Ø о карте хромосом человека

Ø о нарушении генетического гомеостаза

Используемые педагогические технологии:

· критическое

Методы:

· репродуктивное

Требования к знаниям, умениям, практическому опыту:

Учащиеся должны знать:

· владеть знаниями о гене;

· раскрыть понятие о геноме;

владеть знаниями выявления мутации

Учащиеся должны уметь:

· владеть навыками работы с микроскопом.

· проводить анализа кариотипа здорового человека и больного с хромосомной патологией;

· владеть навыками идентификации отдельных хромосомы;

Средства обучения профессионального модуля:

  • Учебно-наглядные пособия, раздаточный материал: тестовый контроль знаний, ситуационные задания, лекционный материал, таблицы и схемы по теме.
  • Технические средства обучения: персональный компьютер.

Литература основная:

Мушкамбаров Н.Н. Кузнецов С.Н. Молекулярная биология. Учебное пособие для студентов медицинских вузов, Москва: Наука, 2003, 544 с.

Фаллер Д.М., Шилдс Д. Молекулярная биология клетки. Руководство для врачей. Пер с англ. М.: БИНОМ – Пресс, 2003.- 272 с.

Гинтер Е.К. Медицинская генетика. М., Медицина, 2003.

Мушкамбаров Н.Н. Кузнецов С.Н. Молекулярная биология. Учебное пособие для студентов медицинских вузов, Москва: Наука, 2003, 544 с.

Литература дополнительная:

Генетика. Учебник для ВУЗов./ Под ред. академика РАМН В.И. Иванова. – М..: ИКЦ «Академкнига», 2006.– 638с.: ил.

Медицинская биология и генетика/ Под.редакцией Куандыкова Е.У., Алматы, 2004

Введение в молекулярную медицину./Под.ред. М.А.Пальцева, М.Медицина, 2004

Казымбет П.К., Мироедова Э.П. Биология. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. – Астана, 2006, 2007.

Хронологическая карта теоретического занятия по теме «Понятие о кариотипе человека. Классификация хромосом. Карты хромосом человека. Нарушение генетического гомеостаза и его проявление в патологии человека»

Этапы Содержание этапов Время Методическое обоснование
1.Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка готовности к занятию, отметка отсутствующих. Сообщение темы, цели, хода занятия. 5 мин. Активизировать внимание на предстоящую работу, подготовить к восприятию данной темы. Заинтересовать учащихся в важности полученной информации, ориентировать на выполнение необходимых требований и объема работы.
2. Актуализация опорных знаний. Проведение устного фронтального опроса по основным понятиям темы: - Что такое ген? -Основные характеристики гена - Свойства гена - Классификация - Кластер генов 20 мин. Определить уровень теоретической подготовки учащихся, развить навыки делового общения, сотрудничества, работы в команде, побудить к осознанию изучаемого материала.
3.Изложение нового материала Изложение нового материала, согласно плана: 1. Кариотип человека 2. Карты хромосом человека 3.Классификация хромосом 40 мин. С целью расширения и углубления знаний по теме, концентрации внимания, включения зрительной памяти.
4. Закрепление нового материала. Самостоятельная работа учащихся. Ответить на следующие вопросы: - Что такое ген? - Классификация генов 1)Индивидуальная самостоятельная работа с учебным пособием, дидактическим раздаточным материалом 10 мин. Развить мыслительную деятельность, способность самостоятельно принимать решения, навыки самоконтроля и самоанализа. Закрепление полученных знаний (по типу фронталь­ного опроса).
5. Подведение итогов занятия. Отметить подготовленность учащихся к уроку, анализ и оценка работы каждого, и в целом группы. 5 мин. Развить чувство ответственность за себя и за других. Создать благоприятный фон для совместной деятельности преподавателя и учащихся.
6. Объяснение домашнего задания. Тема следующего занятия: «Мутации: генные, хромосомные и геномные. Однородительские дисомии, эффект при геномном импринтинге. Патологические эффекты мутаций. Летальные и сублетальные мутации, вклад в общую заболеваемость и смертность» 5 мин. Мотивировать к предстоящей работе. Развить интерес и творческую активность, психологическое мышление.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: