Руководящим для Бэкона был принцип: «Нет ничего в разуме, чтобы до этого не прошло через чувства»

Центральной проблемой философии становится познание, а его отношение к изучаемым материальным предметам – стержнем новых философских проблем.

Проблема метода научного познания: эмпиризм Ф.Бэкона и рационализм Р.Декарта.

Эпоха Возрождения способствовала значительному раскрепощению философской мысли, утрате ею статуса «служанки богословия», освобождению от жестких рамок следования религиозно-мировоззренческим предпосылкам. Стала набирать силу идея самостоятельности, автономности философии, выдвигающей свои положения, исходя из опыта и опираясь на разум.

В 16-17 вв. вместе с накоплением знаний ощущается потребность в их философском анализе.

Новые философские концепции оказываются гносеоцентристскими. Одна из них – рационализм – выдвигает на первый план логические основания науки.

Главным источником знания считаются идеи, т.е. мысли и понятия, которые якобы создаются врожденными способностями человека. Однако ответить на вопрос, каким образом эти идеи могут дать точное, правильное или истинное знание об окружающем мире, что гарантирует эту истину, рационализм не может.

Другая концепция – философский эмпиризм. Обосновывая экспериментальное естествознание, ее представители утверждают, что все знания возникают из опыта и наблюдений. При этом остается неясным, как возникают научные теории, законы и понятия, которые нельзя получить из опыта и наблюдения непосредственно.

Эмпиризм – гносеологическая концепция, согласно которой основу человеческого познания составляет чувственный опыт.

Внутри каждого из этих направлений в явной или скрытой форме происходит борьба идеалистических и материалистических воззрений. И рационализм, и материализм, сосредоточиваясь на отдельных сторонах процесса познания, дают его одностороннее изображение

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) – английский мыслитель, вошел в историю как родоначальник эмпиризма – философского направления, признающего чувственный опыт главным или даже единственным источником знаний, обосновывающихся на опыте и посредством опыта. Главное произведение «Новый органон».

Бэкон ставил во главу угла познавательной деятельности не изолированные чувственные восприятия, а опыт, опирающийся на эксперимент. Бэкон говорил: науки – это пирамиды, единственным основанием которых служит история и опыт.

«Знание сила» - Фрэнсис Бэкон. Смысл этого афоризма в том, что подлинное знание, по мнению философа, должно обеспечивать человеку власть над природой и служить обществу. Наука здесь понимается в чисто практическом смысле – как средство, но не самоцель.

Критерий успехов наук – те практические результаты, к которым они приводят.

Бэкон различает 2 вида опытов:

1) плодоносные, цель - принесение непосредственной пользы человеку;

2) светоносные, цель – познание законов явлений и свойств вещей.

Второй вид опытов Бэкон считал более ценным, т.к. без их результатов невозможно осуществить плодоносные опыты.

Бэкон считал, что для достижения истинного знания необходимо избавиться от четырех видов заблуждений – «идолов» или «призраков» - (ложные идеи).

1 – «идолы рода» - предрассудки, обусловленные природой людей; (Например: приписывание природе конечных целей, которые ей не свойственны; стремление человеческого ума к необоснованным обобщениям).

2 – «идолы пещеры» - ошибки, присущие некоторым группам людей; (Например: субъективные предпочтения людей, симпатий. Одни склонны верить в непогрешимый авторитет древности, другие, наоборот, отдают предпочтение только новому).

3 – «идолы площади» - слова, нечетко отражающие действительность и порождающие ложные понятия; (Например: значения слов были установлены на основании совершенно случайного впечатления от предмета).

4 – «идолы театра» - заблуждения, вызванные некритическим усвоением чужих мнений. (Например: подчинение ума ошибочным воззрениям, ложным мнениям).

Способствуя своими исследованиями появлению эмпирического естествознания, Бэкон предложил в качестве его основного метода - индуктивный (описание которого встречается у Сократа, Аристотеля) – метод выработки фундаментальных теоретических понятий и аксиом естествознания.

Индукция – (от лат. inductio – «наведение») изучив частные факты исследователь может делать общие выводы.

Метод – это путь, главное средство исследования, к которому относятся орудия, совершенствующие способность восприятия, и орудия, совершенствующие человеческую мысль.

Бэкон указал конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность:

1 – «Путь паука» - получение знаний из «чистого разума», т.е. рационалистическим путем. (Рационалисты оторваны от реальной действительности, догматичны и «ткут паутину мыслей из своего ума» Ф.Бэкон.

2 – «Путь муравья» - во внимание принимается исключительно опыт, - догматический эмпиризм.

3 – «Путь пчелы» - идеальный способ познания, используя его философ-исследователь, берет все достоинства рационалистического и эмпирического метода и освобождается от недостатков. (Сбор – Обобщение – Понимание сущности проблемы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: