Лекция 4. Философия Нового времени

Фома Аквинский (1225-1274) самый крупный представитель схоластической философии периода ее расцвета. Главными трудами считаются «Сумма теологии», «Против язычников». Учение Фомы называется томизмом (гармония разума и веры).

Отношение знания и веры: Признает достижение объективного знания о закономерностях мира. Это задача науки. Но истины сверхъестественные, такие как Божественное откровение, Благая Весть, содержатся только в вере. Этим занимается богословие. Между наукой и верой нет противоречия. Христианская истина стоит выше разума, но она не противоречит разуму. Любая истина происходит от Бога. Философия – орудие теологии.

Учение о бытии: В мире все разделено на соподчиненные ступени: 1) неживая природа; 2) мир растений и животных; 3) мир людей; 4) Бог – вершина, смысл, цель всего сущего.

Дуализм Бога и мира. Всякое сущее состоит из сущности (эссенция) и существования (экзистенция). Только у Бога сущность совпадает с существованием. У сотворенных вещей они не совпадают. Сущность – это родовое (для всего класса вещей) содержание. Существование – это индивидуальное, единичное содержание. Материальные вещи – синтез пассивной материи и активной формы. Различие между материальным и духовным миром состоит в том, что материальное, телесное состоит из формы и материи; духовное имеет лишь форму.

Концепция универсалий: У Аквинского позиция умеренного реализма:

1) общее понятие существует в единичных вещах как их сущностная форма;

2) общие понятия образуются в человеческом разуме при абстрагировании от единичного;

3) они существуют до вещей как идеальный прообраз индивидуальных предметов в Божественном разуме.

Бытие Бога: Бытие Бога должно быть доказано разумом. Познать Бога можно в трояком смысле: познание опосредствовано Божественным влиянием в природе; на основе подобия Творца и сотворенного, т.к. понятия напоминают Божественные творения; все может быть понято лишь как частица бесконечного совершенного Бога. Сотворение можно познать лишь через откровение. В сотворении Бог реализует свои Божественные идеи.

В 1323 г. Фома Аквинский был провозглашен святым. Томизм становится официальной доктриной церкви. В 19 и 20 веках на его основе развивается неотомизм.

Номинализм и реализм в философии Средневековья: Центральный вопрос: существуют ли реально универсалии (общие понятия) или нет. В антропологическом плане – это вопрос о характере родов и видов, о том, существуют они в природе или только в разуме, в мысли. Если существуют в природе, то отделены от чувственно воспринимаемых вещей или содержатся в них.

Основа спора: отношение общего и единичного, индивидуального. Реализм – (реальный, действительный) приписывал существование лишь общему. Крайние реалисты придерживались платоновского учения об идеях; общее – это идеи, которые существуют до единичных вещей и вне их. (Августин Блаженный, Гильом, Ансельм Кентерберийский, Альберт Великий, Фома Аквинский).

Номиналисты – (номен – имя), не допускали реального существования универсалий, общее существует лишь после вещей. К течению номинализма в схоластической философии относится: Росцелин (1050-1120), Пьер Абеляр, Уильям Оккам.

Концептуализм – занимал промежуточное положение между крайним реализмом и крайним номинализмом. Его можно считать умеренной формой номинализма. (Пьер Абеляр, Дунс Скот). Концептуалисты думали, что универсалии объективно в онтологическом смысле не существуют, они пребывают в человеческом разуме, но вместе с тем им соответствует нечто общее, существующее в самих вещах.

Уильям Оккам (1285-1349) видный мыслитель позднего средневековья. Номиналист. Согласно его учению, универсалии не существуют ни в Божественном разуме, ни в самих вещах, т.е. общие понятия существуют исключительно после вещи. Позиция Оккама получила название – терминизм (имена вещей, термины, существующие только в уме и обозначающие группы объективно сходных между собой вещей). Философия и теология должны быть разделены.

В историю философии он вошел как автор принципа, получившего название «бритва Оккама». Принцип гласит: «Не следует умножать сущности сверх необходимого», или: «Бесполезно делать посредством многого то, что может быть сделано посредством меньшего». Иными словами, необходимо отбрасывать все, что усложняет объяснение, избегать усложненных теоретических построений,……стараться объяснить требуемое наиболее простым способом.

П.Домиани – «Философия есть служанка богословия».

Тертуллиан – «Верую, ибо абсурдно!» - этот тезис отметает саму необходимость разумного объяснения истин Откровения.

Теоцентризм – рассмотрение Бога как источника всякого бытия, блага, красоты, как центра, средоточения философских и религиозных воззрений.

Монотеизм – господство догмата: Бог един, а не множественен.

Креационизм – учение о сотворении мира Богом из ничего.

Провиденциализм – воззрение, согласно которому развитие человеческого общества, источники его движения и цель определяются внешними по отношению к историческому процессу силами – провидением, Богом.

Откровение – познание Бога через Библию.

Выводы:

1) в средневековой философии изменилась картина мира по сравнению с античным этапом. Космоцентризм поменялся на теоцентризм. В центр мира был постален Бог.

2) Человек начинает осознавать свою специфичность и персонифицирует ее, в абсолютной личности, в Боге.

3) Средневековая философия – это религиозная философия, монотеизм. Ее основой было толкование (герменевтика) Библии – священной книги христианства.

4) Средневековая философия делится на патристику (гл.фигура Аврелий Августин) и схоластику (гл.фигура Фома Аквинский)

5) Основные проблемы: А) Вопрос об истолковании бытия: существует ли мир вечно или он сотворен Богом. Б) Соотношение веры и знания, теологии и науки (философии). В) Спор номинализма и реализма. Вопрос о соотношении единичного и общего. Г) Доказательство существования Бога, теодицея.

Рекомендуемая литература:

1.Введение в философию. Фролов И.Т. В 2 ч., М., 1989г.

2.Мир философии. Блинников Л.В. В 2 ч., М., 1991г.

3.Краткий словарь философов. М., 1994г.

4.История философии в кратком изложении. М., 1995 (1991)г.

5.Основы философии. Спиркин А.Г. М., 1988г.

6.Философия: учебник. Алексеев П.В., Панин А.В. М., 1988г.

7.Философия: уч.пос. под ред. Кохановского В.П. Ростов – на – Дону., 2000г.

8.Философия. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. М., 1999г.

9.Философия: уч.пос. Тихонравов Ю.В. М., 1988г.

10.Философия. Канке В.Н. М., 1996г.

11.Философия: 100 экзаменационных вопросов для студентов вузов. Ростов-на-Дону., 1998г.

12.Философия: конспект лекций. Якушев А.В. М., 2000г.

13.Философия. Радугин А.А. М., 2000г.

14.Философский энциклопедический словарь. М., 1997 (1989, 1983)гг.

15.Хрестоматия по философии. М., 2000г.

16.Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов -на -Дону, 1996г.

17.Абишев К.А. Философия: Учебник для студентов и аспирантов. Алматы, 2000г

18.Антология мировой философии. В 4 тт. М., 1963-1966гг

19.Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991г

20.Основы философии.Учебное пособие. Алматы., 2000г.

21.Хрестоматия по философии. А.А.Радугин. М., 1998г.

1. Проблема метода научного познания: эмпиризм Ф.Бэкона и рационализм Р.Декарта.

2. Проблема субстанции Б.Спинозы. Философия Г.В.Лейбница. Учение о монадах.

3. Субъективный идеализм Дж.Беркли и агностицизм Д.Юма.

Учебная цель: изучение эмпиризма, рационализма, проблемы субстанции; учение о монадах; изучение особенностей формирования философских систем 17 века.

Ключевые слова: метод, научное познание, эмпиризм, рационализм, субстанция, монада, субъективный идеализм, агностицизм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: