Трансцендентальным сознанием Кант называет самостоятельность познающего субъекта

P.S.

Дж.Беркли – на вопрос о существовании внешнего мира отвечал «Не знаю!».

Геоцентризм – система взглядов, считающая Землю центром Вселенной.

Гелиоцентризм – система взглядов, считающая Солнце центром Вселенной.

Пантеизм – отождествление Бога с мировым целым.

Д.Бруно: «Природа есть Бог в вещах».(Представитель натуралистического пантеизма). 10 марта 1610 года «открыл» бесконечное множество миров.

П.Гольбах: Основное произведение «Система природы» (1770).

Б.Паскаль характеризовал человека как «мыслящий тростник».

Д.Юм – скептик. Действительность – это совокупность наших ощущений». Его труд: «Исследование о человеческом разуме». Отношение к идеи причинности: «после» еще не означает «потому».

Т.Гоббс – «война всех против всех» - естественное состояние.

Г.Лейбниц – ввел ключевое понятие «монада»; автор учения о множественности субстанций.

Ламетри – автор работы «Человек-машина».

Альберти – итальянский гуманист считавший, что «человек – это счастливый смертный Бог».

Дж.Беркли: «Существовать (быть), значит, быть воспринимаемым».

Дж.Локк – «душа ребенка – чистый лист».(tabula rasa – лат. чистая доска).

Солипсизм – (единственный и сам) –признание того, что единственная реальность – это реальность в сознании индивида.

Ф.Бэкон – считал, что вред познанию приносят 4 рода «идолов».

Гельвеций – философ-просветитель автор произведения «Об уме».

Ж.Ж. Руссо – автор лозунга, идеи «Назад к природе», «Природа всегда улыбается мне».

Бэкон, Гоббс, Локк, Беркли, Юм – являются представителями эмпиризма.

Вольтер – французский просветитель: «Если бы не было идеи Бога, ее следовало бы измыслить».

Контрольные вопросы:

1. Какой статус приобретает философия в Новое время?

2. В каких категориях с наибольшей полнотой выражено мировоззрение Нового времени?

3. Какие проблемы определяют характер дискуссий в философии Нового времени?

4. Каково назначение человека в философских учениях 17 века?

5. В какой философской концепции, на ваш взгляд, наиболее адекватно выражено мировоззрение 17 века?

Рекомендуемая литература:

1.Введение в философию. Фролов И.Т. В 2 ч., М., 1989г.

2.Мир философии. Блинников Л.В. В 2 ч., М., 1991г.

3.Краткий словарь философов. М., 1994г.

4.История философии в кратком изложении. М., 1995 (1991)г.

5.Основы философии. Спиркин А.Г. М., 1988г.

6.Философия: учебник. Алексеев П.В., Панин А.В. М., 1988г.

7.Философия: уч.пос. под ред. Кохановского В.П. Ростов – на – Дону., 2000г.

8.Философия. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. М., 1999г.

9.Философия: уч.пос. Тихонравов Ю.В. М., 1988г.

10.Философия. Канке В.Н. М., 1996г.

11.Философия: 100 экзаменационных вопросов для студентов вузов. Ростов – на – Дону., 1998г.

12.Философия: конспект лекций. Якушев А.В. М., 2000г.

13.Философия. Радугин А.А. М., 2000г.

14.Философский энциклопедический словарь. М., 1997 (1989, 1983)гг.

15.Хрестоматия по философии. М., 2000г.

16.Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов – на – Дону., 1996г.

17.Абишев К.А. Философия: Учебник для студентов и аспирантов. Алматы, 2000г

18.Антология мировой философии. В 4 тт. М., 1963-1966гг

19.Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991г

20.Основы философии / Учебное пособие. Алматы., 2000г.

21.Хрестоматия по философии / сост. И ред. А.А.Радугин. М., 1998г.

Лекция 5. Немецкая классическая философия.

1. Общая характеристика немецкой классической философии.

2. И. Кант и немецкая классическая философия.

3. Диалектическая философия Г.Гегеля.

Учебная цель: изучить основные направления немецкой философии XIX века, ее значение; периодизацию философии Канта; общую характеристику творчества Гегеля; общее понятие субъективного и объективного идеализма; основные направления немецкого материализма 19 века.

Ключевые слова: субъективный идеализм, объективный идеализм, материализм.

1. Общая характеристика немецкой классической философии.

В немецкой философии 19 века можно выделить следующие основные направления:

1) немецкая классическая философия – первая половина 19 века.

2) материализм – середина и вторая половина 19 века.

3) иррационализм – вторая половина и конец 19 века – «философия жизни».

Немецкая классическая философия повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание) к исследованию человеческой сущности. Особое внимание уделила проблеме развития. Значительно обогатила логико-теоретический аппарат философии. Взглянула на историю как целостный процесс.

Основоположник нкф считается Иммануил Кант (1724-1804).

В немецкой классической философии были представлены 3 ведущих философских направления:

1) объективный идеализм; (Кант – дал объяснение возникновению Солнечной системы на основе законов Ньютона, выдвинул теорию о наличии границ познавательной способности человека и невозможности познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего «вещей в себе», выдвинул учение о категориях, сформулировал моральный закон «категорический императив», выдвинул идею «о вечном мире». Гегель – отождествил бытие и мышление, выдвинул учение об абсолютной идее, разработка диалектики. Шеллинг – обосновал понимание природы с позиций объективного идеализма.)

2) субъективный идеализм; (Фихте – «Я-концепция»).

3) материализм; (Фейербах – выдвинул материалистическую картину мира, доказывал отсутствие Бога).

Материализм был представлен также марксистской философией и творчеством вульгарных материалистов.

Основоположники марксизма К.Маркс и Фр.Энгельс – выдвинули последовательно материалистическую картину мира. Показана роль экономики, производства для материального и общественного бытия. Осмысление философских проблем с позиций диалектики - диалектического материализма. Рассматривала историю как целенаправленный и закономерный процесс – исторический материализм.

Вульгарный материализм – разновидность немецкого материализма 19 века (Фохт, Бюхнер, Молешот) смотрели на проблемы человека, окружающего мира, познания исключительно с позиций естественных наук (физики, химии, биологии).

Во 2 пол. 19 века особое распространение в Германии получили идеи иррационализма. Иррационализм – направление философии, отрицавшее объективные законы бытия и истории, диалектику, воспринимавшее окружающий мир и историю как хаос, цепь случайностей. Основоположником иррационализма считается Артур Шопенгауэр. «Философия жизни» - ставит в центр внимания не отвлеченные понятия – бытие, материя, идея и т.д., а бытие человека в мире – т.е. жизнь, единственную реальность для человека. Основоположник – Фр.Ницше (1844-1900). Легла в основу современных философских направлений – прагматизма и экзистенциализма.

2. И. Кант и немецкая классическая философия.

Все творчество И.Канта можно разделить на 2 периода:

Первый – «докритический» (1746-1760 гг.).

Второй – «критический» (1770 и до 1804).

Первый «докритический период» - философский интерес был направлен на проблемы естествознания и природы. Выдающийся трактат этого периода «Всеобщая естественная история и теория неба».

Второй «критический» период. Критика у Канта – это критическое рассмотрение догматизма (рационалистическая метафизика от Декарта до Лейбница); критическое исследование познавательных способностей человека. Выход трех фундаментальных философских произведений:

Первая книга «Критика чистого разума». В работе Кант отстаивает идею агностицизма – невозможности познания окружающей действительности.

В субъекте Кант различает два уровня: эмпирический и трансцендентальный. К эмпирическому уровню субъекта относятся индивидуально-психологические особенности человека, к трансцендентальному – всеобщие определения, составляющие принадлежность человека как такового, его родовую принадлежность.

Трансцендентальная логика Канта: 1) не вникает в сугубо субъективные процессы, сопровождающие познание и осознание мира. 2) Содержательна. В ней дается связь познающего мышления с чувственными представлениями, т.е. созерцаниями. Только из соединения чувственности и рассудка возникает знание. Рассудок обладает активностью, а чувственность – пассивностью. Вывод: трансцендентальная логика исследует рассудок с точки зрения его априорных форм и структур. Важнейший вопрос для нее – вопрос о применении «чистых понятий», категорий, т.е. доопытного, в человеческом опыте.

Трансцендентализм утверждает, что человек получает впечатления от внешнего мира через чувственность; явление отгораживает нас от вещи самой по себе.

Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены (т.е. разум не может всего). Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия – антиномии (противоречия). По, Канту, попытка разума дать теоретический ответ на вопрос о том, что такое мир как безусловное целое, приводит к противоречащим друг другу ответам на этот вопрос. Кант выделяет 4 антиномии:

1) ограниченность пространства: мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве. Мир не имеет начала во времени и безграничен.

2) Простое и сложное.

3) Свобода и причинность.

4) Наличие Бога.

Наличие антиномий – доказательство наличия границ познавательных способностей разума.

И.Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет 3 понятия характеризующих знание:

1) Апостериорное знание – знание, которое получает человек в результате опыта.

2 ) Априорное знание – доопытное, т.е. то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства.

3) «Вещь в себе» - одно из центральных понятий всей философии Канта, - это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.

Кантом было выдвинуто учение о категориях – предельно общих понятиях, с помощью которых можно описать и к которым можно свести все сущее. (Т.е. нет таких вещей или явлений окружающего мира, которые не обладали бы признаками, характеризуемыми данными категориями). Категорий – 12. Он их делит на 4 класса по 3 в каждом. Данными классами с категориями являются:

1- Количество: единство, множество, цельность.

2- Качество: реальность, отрицание, ограничение.

3- Отношение: субстанциональность (присущность) и акциденция (самостоятельность); причина и следствие; взаимодействие.

4- Модальность: возможность и невозможность; существование и несуществование; необходимость и случайность.

Основной вывод Канта – рассудок диктует законы природе. Под природой Кант понимал связь существования явлений по законам, и эти законы априорны, и они делают природу возможной. Природа для Канта реальна лишь в «эмпирическом смысле», т.е. как мир явлений. Если вещи сами по себе непознаваемы, то явления вполне познаваемы.

Кант различает феномены и ноумены: феномены – явления, ноумены – не вещи сами по себе, которые непознаваемы, но реально существуют, а то, что реально не существует, но умопостигаемо.

Вторая книга «Критика практического разума». «Практический разум» по Канту – это нравственность. Главные вопросы произведения: Какой должна быть мораль? Что есть моральное (нравственное) поведение человека?

Чистая нравственность – признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид воспринимает как свое собственное. Нравственность регулирует поведение человека. Основные понятия нравственности: добрая воля, моральный закон, долг. Воля определяется моральным законом. Максима – это субъективный принцип веления, закон – это объективный принцип веления.

И.Кант сформулировал моральный закон, который имеет высший и безусловный характер, и назвал его категорическим императивом: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства». Понимается следующим образом: человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех; человек должен относиться к другому человеку только как к цели, а не как к средству. Императив – повеление; всеобщее правило.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: