Марксистская философия – это целостная система философских, социально-политических и экономических взглядов, разработанная в 40-70-х гг. 19 столетия Карлом Марксом (1818-1883) и Фридрихом Энгельсом (1820-1895). Марксизм явился продолжением основных теоретических линий предшествующих философских концепций. Обычно выделяют три теоретических источника марксизма:
1) классическая немецкая философия (в особенности диалектика Гегеля и антропологический материализм Фейербаха);
2) классическая английская политическая экономия (в особенности учения А.Смита (1723-1790) и Д. Риккардо (1772-1823);
3) критически-утопический социализм начала 19 в. (в основном учения А.Сен-Симона (1760-1825) и Ш.Фурье (1777-1837).
Марксистская философия подразделяется на диалектический и исторический материализм.
Диалектический материализм – это философская основа марксизма, объединяющая материалистический и диалектический подходы. Маркс и Энгельс создали синтез материализма Фейербаха и диалектики Гегеля, акцентируя внимание на том, что указанные и логически проанализированные Гегелем фундаментальные диалектические зависимости и отношения присутствуют в реальных процессах жизни природы и общества.
Исторический материализм – другая важнейшая составная часть марксистского учения, направленная на изучение истории и социальной реальности. Суть «материалистического понимания истории» заключается в признании определяющей роли материального производства по отношению к другим сферам общественной жизни.
Ни одно из учений немецких философов не имело такого влияния на общество, как марксизм.
Причины невероятно широкого распространения марксизма связывают, во-первых, с его целостностью – он охватывал философские, социальные и экономические проблемы; во-вторых, с попыткой научно обосновать социальное равенство и возможность построения более совершенного общества, в котором воплотились бы идеи свободы и справедливости.
Долгое время в Советском Союзе марксизм оставался «священной коровой». Свободный критический анализ марксизма совершенно исключался. Научно-философская система, по сути, была возведена в ранг религиозного учения, со своими догматами и непререкаемыми авторитетами.
В постсоветский период (90-е годы ХХ века) возобладала другая тенденция – со стороны демократов марксизм и его приверженцы стали подвергаться огульному шельмованию. В действительности, как и любая другая философская система, учение Маркса и Энгельса имело как свои достоинства, так и недостатки, абсолютизация которых никогда не приводила ни к чему хорошему.
Первый совместный труд Маркса и Энгельса их работа «Святое семейство» опубликованная в 1845 г. В работе подвергнуты резкой критике гегелевское идеалистическое понимание истории, проповедовавшаяся младогегельянцами теория культа личности. Подошли к осмыслению одного из центральных понятий исторического материализма – понятия производственных отношений.
Совместная работа Маркса и Энгельса «Манифест коммунистической партии» и произведение Маркса «Нищета философии» созданные в 1847 г., завершили процесс формирования марксизма. В них впервые последовательно изложены идеи диалектико-материалистического мировоззрения.
В числе наиболее значительных сочинений К.Маркса более позднего периода: «Классовая борьба во Франции с 1848-1850 год» (1850), «Экономические рукописи 1857-1859 годов», «К критике политической экономии» (1859), «Гражданская война во Франции 1871 г».
Основной труд К.Маркса «Капитал». Первый том был издан в 1867 году самим автором, 2 и 3 Энгельсом в 1885, 1894 году, сокращенный вариант 4 –го тома К.Каутским в начале 1920-х годах. Полное издание было осуществлено в СССР в 1955-1961 годах.
Среди самых значительных произведений Ф.Энгельса: «Диалектика природы» (1873-1883, впервые опубликована в СССР в 1925г.). «Анти-Дюринг» (1878). «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884). «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1888). Энгельс принял участие в создании «Капитала», проведя большую работу по его завершению уже после смерти Маркса.