Исследование аспектов ноэмы и ноэзиса – это и есть интенциональный анализ сознания

Задачей Гуссерля являлся поиск очевидности, осуществляемый посредством переориентации внимания философии с внешнего (трансцендентного) мира на мир сознания (мир трансцендентальный), понятый как смыслообразующая активность, благодаря которой возможен любой опыт и любая научная деятельность.

Гуссерль понимал сознание как поток переживаний, следовательно, при познании необходимо «плыть вместе» с этим потоком. Сознание непрерывно, однако включает феномены – единицы сознания, доступные самостоятельному изучению. Основная характеристика сознания – интенциональность, направленность на предметы, т.е. сознание – это всегда «сознание о …».

Гуссерль выделяет различные слои феноменов: языковые оболочки; многообразные психические переживания; предмет, мыслимый в сознании; смысл – структуру и содержание языковых выражений.

Интенциональную структуру сознания образуют последние два слоя. Предметное бытие, по Г, внутренне присуще сознанию и обретает свой объективный смысл благодаря отнесенности к сознанию (предметное бытие и сознание соотносительны). Т.о., сознание в феноменологии представляет собой двуединство, включающее в себя:

- ноэзис (от греч.«мышление») – акты познания, «как» интенционального акта.

- ноэм (от греч. «мысль») – предметное созерцание, «что» сознания, интенционального акта.

Интенциональность - это и есть способ наделения реальности значением, делающий эту реальность значимой, осмысленной для нас. Так наука оказывается зависимой от интенциональности, поскольку без нее не было бы никакой реальности, претендующей, требующей осмысления, законосообразного описания. Мир вообще бы исчез в качестве предмета познания.

Для Гуссерля в период написания работы "Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии" (1913) сфера интенций сознания, собственно, и оказывается сферой феноменов.

Особенность гуссерлевской феноменологии определяется также тем фундаментальным обстоятельством, что человек не в состоянии быть в мире, существовать иначе, как через посредство сознания. Сознание - универсальный "заместитель" всего, с чем человек имеет дело. Мир дан ему не сам по себе, но благодаря сознанию. Оно представляет собой что-то вроде никогда не снимаемой перчатки на руке. Нельзя "потрогать" сам мир. Мир для человека всегда есть мир в сознании. Он именно "дан" в сознании. Феноменология же выясняет эту его "данность", определяет механизм этой "данности", описывает условия, при которых мир может быть "дан", т.е. просто может быть. "Что" мира обусловливается "как" сознания. "Что" невозможно без "как". При этом феноменология, собственно, не отрицает существование реальности вне человека. Она лишь подчеркивает, что само это "вне", каждый вопрос о некоем внешнем бытии уже предполагает какие-то операции сознания. В этом, в частности, проявляется "поворот к субъекту", совершенный феноменологией.

Основная задача феноменологии – в раскрытии смысла предмета, обращаясь «к самим предметам», устранив противопоставление сознания и бытия. Основной предмет феноменологии – область априорных структур чистого сознания, познание рассматривается как поток сознания, целостный и внутренне организованный. Для того чтобы продвинуться к «чистому сознанию», необходимо осуществить феноменологическую редукцию, т.е. применить методологические процедуры, позволяющие «заключить в скобки» все, что не относится к анализу «чистого сознания» и его феноменов.

Феноменологическая редукция - означает перенос внимания с предмета "имения в виду" на само это "имение", на чистую активность сознания (чистую, поскольку абстрагируются от того, во что эта активность упирается или, вернее, во что она выливается).

Феноменологическая редукция включает два этапа:

1 – эйдетическую редукцию – отказ от утверждений о существовании бытия, воздержание от каких бы то ни было суждений, относящихся к объективной реальности и выходящих за границы «чистого» (субъективного) опыта.

2 – трансцендентальную редукцию – исключение всех антропологических, психологических трактовок сознания, рассмотрение самого субъекта познания не как реального эмпирического существа, а как «чистого», трансцендентального сознания.

Философия, т.о., превращается в науку о «чистых сущностях» (эндетику), т.к. обращается к рассмотрению сущности (эйдоса) – структуры языковых суждений и переживаний, тождественности идеального значения. Причем выявление априорных структур чистого сознания, области чистого смысла рассматривается Гуссерлем как способ обоснования научного знания.

Проблема истории образует главный интерес "позднего" Гуссерля (периода работы над книгой «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология»). Философ оценивал в ней европейскую историю, констатировал коренное неблагополучие Европы, фиксируя источники этого неблагополучия и намечая пути его лечения. Глубинная причина болезни Европы виделась Гуссерлю как раз в забвении "жизенного мира", а прямым следствием этого - забвение европейской наукой (начиная с Галилея) смысложизненной проблематики человека. Наука забыла субъекта. Вместо него предметом ее единственного интереса стала природа - нечто внешнее по отношению к человеку, чуждое, описываемое механическими законами. Природа, абстрагированная от человеческой смыслополагающей активности, условна. Но именно эта условность и абсолютизирована, сделалась единственной реальностью, о которой можно говорить с научной убедительностью. Вместо мира, как жилища человека, мир превратился в нечто бесчеловечное. В нем человеку нет места. Задача заключается в том, чтобы вернуться к горизонту "жизненного мира", вновь сделать сознание, субъекта центром мира и единственным предметом самостоятельного интереса. Осуществить такой поворот к субъекту, следуя его основным жизненным ориентирам, может только философия. Прообразом подобной философии и является феноменология.

В последней крупной работе "Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология" (1954) он расширил масштаб своих исследований, включив в них историю европейского человечества. Преподавал в разных университетах Германии. Среди его учеников и единомышленников представлен весь цвет европейской философии первой половины XX века - М. Хайдеггер, М. Шелер, А. Койре, Е. Финк, Р. Ингарден и многие другие. В 1933 г. с приходом в Германии к власти нацистов был уволен из университета за неарийское происхождение. Основной массив рукописей Гуссерля не был издан при его жизни. Они после смерти философа были вывезены из Германии монахом-францисканцем Г.Л. Ван Бреда, который основал в Лувене (Бельгия) Гуссерлевский архив - основной источник Husserliana (собрания сочинений философа).

Феноменология не осталась незамеченной и в России. К числу ее наиболее известных "восприемников" следует отнести Г.Г. Шпета и А.Ф. Лосева.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: