Человек существует в единстве трех позиций, таких, как тело, в теле («внутренний мир») и вне тела на эксцентричной позиции, и является психофизическим лицом

Он формулирует «основные антропологические знания»:

1) закон естественной искусственности (человеку необходимо обосновывать свое существование деятельностью);

2) закон опосредованной непосредственности (человек сознает свое сознание мира, видит, что все объективное является таковым лишь для его сознания);

3) закон утопического местоположения (человеку необходима идея мироосновы).

Арнольд Гелен стремился выявить специфику положения человека в мире как особым образом организованного живого существа.Человек определяется как «действующее существо, так физически устроенное, что оно способно выживать, только действуя». Он исследует особую организацию человека как биологической формы, подчеркивая, что человек – это «недостаточное существо», которое не пребывает в гармонии с природой, отличаясь от животных уже на биологическом уровне. Человек не приспособлен к жизни, лишен инстинктивных реакций и органической специализации. Эта «недостаточность» обусловила возникновение «второй природы» т.е. культуры(«мир культуры и есть человеческий мир»).Действие – это основная антропологическая характеристика, действуя, человек создает культуру, которая неотделима от него. Однако если животное «естественно» гармонично, то человек, вынужден сам творить свой собственный мир, свою гармонию («человек – это задача для самого себя»).

В целом сторонников философской антропологии разделяют нафизикалистов, социобиологов, структуралистов.Первые исходят из закономерностей физического развития и опираются на физическую картину мира (Куайн, Смарт, Армстронг). Вторые пытаются низвести поведение человека и его социокультурную жизнь до определенного генотипа биологического вида (Лоренц, Рьюз, Уилсон). Третьи полагают, что человек не имеет своей самости, он представляет выражение некой целостности. Отсюда вместо свободы говорится о роли и функции (Леви-Строс, Фуко).

В 50-е годы философская антропология вытесняется экзистенциализмом. Позже она сливается с другими течениями западной философии и науки (глубинная психология, структурализм, и др.). Несмотря на неудачи антропологов, их идея о построении целостной концепции человека получила в научной среде дальнейшее развитие.

Рекомендуемая литература:

1.Введение в философию. Фролов И.Т. В 2 ч., М., 1989г.

2.Мир философии. Блинников Л.В. В 2 ч., М., 1991г.

3.Краткий словарь философов. М., 1994г.

4.История философии в кратком изложении. М., 1995 (1991)г.

5.Основы философии. Спиркин А.Г. М., 1988г.

6.Философия: учебник. Алексеев П.В., Панин А.В. М., 1988г.

7.Философия. Кохановский В.П. Ростов-на-Дону, 2000г.

8.Философия. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. М., 1999г.

9.Философия.Тихонравов Ю.В. М., 1988г.

10.Философия. Канке В.Н. М., 1996г.

11.Философия: 100 экзаменационных вопросов для студентов вузов. Ростов-на-Дону, 1998г.

12.Философия: конспект лекций. Якушев А.В. М., 2000г.

13.Философия. Радугин А.А. М., 2000г.

14.Философский энциклопедический словарь. М., 1997 (1989, 1983)гг.

15.Хрестоматия по философии. М., 2000г.

16.Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, 1996г.

17.Абишев К.А. Философия: Учебник для студентов и аспирантов. Алматы, 2000г

18.Антология мировой философии. В 4 тт. М., 1963-1966гг

19.Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991г

20.Основы философии. Учебное пособие. Алматы., 2000г.

21.Хрестоматия по философии. А.А.Радугин. М., 1998г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: