Центральный вопрос философии Шелер сводит к следующему: «что есть человек, и каково его метафизическое местоположение в общей целостности бытия, мира и Бога»

Философская антропология. (М.Шелер, А.Гелен, Г.Плесснер).

Философская антропология – достаточно влиятельное течение философии 20 в., центральной проблемой которого является проблема человека, основной целью – создание целостной антропологической концепции. Несмотря на то, что антропология как раздел философии имеет богатую историческую традицию (начиная с софистов и Сократа), возникновение философской антропологии относится к ХХ веку и связано с творчеством М.Шелера (1874-1928), Х.Плеснера (1892-1983), А.Гелена (1904-1976). Каждый из данных мыслителей выдвинул целостную концепцию, при этом общими для всех представителей философской антропологии были:

1) ориентация на исследование в основном душевно-духовной жизни человека;

2) поиск антропологических обоснований человеческой жизнедеятельности, культуры, нравственности, социальных отношений;

3) отказ от рассмотрения сущности человека и анализа субъекта познавательной деятельности.

Макс Шелер был основателем философской антропологии не только как отдельного интеллектуального направления, но и как особой философской дисциплины. По Шелеру, всякий «подлинно человеческий акт» изначально двойственен, являясь одновременно духовным (сфера идеального) и инстинктивным, направленным на жизненное, «витальное» содержание (область реального).

Шелер анализирует возможные понимания человека и выделяет типы самопонимания человека, которые опираются на «основополагающие идеи», которые лежат в основе трех основных форм познания: научной, философской, религиозной.

Он подчеркивает, что каждый из данных родов знания необходим для целостного понимания человека и составляет сферу деятельности в единой концепции человека: науку, метафизику, религию.

Он вводит два основополагающих понятия:

1 – «дух», который представляет собой всепостигающий, но «первоначально бессильный» атрибут бытия;

2 – «порыв» - жизненный, витальный атрибут бытия, слепая энергия.

Дух и порыв – это основные принципы человеческого бытия. Человеческий мир – это мир взаимопроникновения мира духовных ценностей и реального мира.

Хельмут Плеснер стремится преодолеть фундаментальный дуализм биологического и духовного. По Пл., существует единая целостная структура человеческого существования, включающая специфическую человеческую направленность на мир и органическое тело. Плеснер исследует не дух как таковой, но специфические проявления человеческой телесности, присущие только ему. Человеку присуща специфическая «выразительность», проявляемая в особых отношениях тела и переживания (напр: смех, плач). Вводит понятие «позициональность», которое представляет как особую структуру витальных взаимоотношений со средой (т.к. живые организмы – это открытые системы и находятся в постоянном и активном взаимодействии со средой, то позициональность определяет ту позицию, которую занимает живой организм в поле этого взаимодействия). Для каждой ступени органической жизни существует особая позициональность:

- организм растения активно не реагирует на изменения внешней среды;

- организм животного обладает центрической позициональностью, животное – это система органов, которая строится вокруг центра;

- позициональность человека – эксцентрическая. Если животное не испытывает разрыва между собой и миром, то человек воспринимает мир как предмет. Человек постоянно выходит из своего центра, осознавая себя дистанцированным от собственного тела (самосознание противостоит плоти).

Он избегает метафизических понятий «дух» и «душа» и считает, что главная характеристика человека, главное отличие его от иных биологических организмов – это его эксцентрическая позициональность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: