Тема 17: Финансы автотранспортных предприятий.
1. Особенности организации финансов автотранспортных предприятий.
2. Основные фонды и оборотные средства.
3. Эксплутационные затраты и пути их снижения.
4. Доходы предприятия автомобильного транспорта.
- Особенности организации финансов автотранспортных
Главным методом управления автомобильным предприятием является хозяйственный расчет. Финансы предприятия АТ входят в составную часть финансовой системы РБ. Они имеют свою специфику в экономике и организации управления. Многие прямые затраты (топливо, смазочные материалы, износ автомобильных шин) определяется в зависимости от общего пробега автомобилей, но не от выполненного объема перевозок грузов.
Если автомобиль в движении без груза, то перечисленные расходы предприятие все равно имеет. Доход предприятий АТ зависит от объема перевозок на определенное расстояние груза, класса груза и других факторов(при работе автомобиля по сдельному графику) или выполненных машино – часов работы автомобиля у заказчика (при работе по повременному тарифу). Следовательно прибыль от перевозки на автомобильном транспорте зависит не только от объема работ. но и от эффективности использования автомобилей, то есть максимально возможного выпуска автомобилей на линию, правильной организации их работы на перевозках, чтобы были минимальные простои под погрузку и разгрузку, полностью использовалась грузоподъемность.
- Основные фонды и оборотные средства.
В состав основных фондов АТ входят:
- подвижной состав;
- здания, сооружения;
- силовое, производственное оборудование;
- инструмент;
- производственный и хозяйственный инвентарь.
Структура основных фондов зависит от типа и назначения предприятия и его технической вооруженности. Предприятия АТ могут иметь и непроизводственные фонды.
Основные источники финансирования капитальных вложений в АТ:
1. Амортизационные отчисления;
2. Прибыль;
3. Заемные кредиты банков;
4. Лизинг.
Эффективность использования производственных фондов характеризуется:
- фондоотдачей (отношение дохода от деятельности предприятия к среднегодовой стоимости ОПФ);
- рентабельность (отношение прибыли к среднегодовой стоимости ОПФ и нормируемых оборотных средств).
Эффективность использования подвижного состава на АТ определяется:
1.Коэффициентом выпуска автомобилей на линию;
2. Продолжительностью (режимом работы) автомобиля;
3. Коэффициентом использования пробега автомобиля (пробег с грузом к общему пробегу);
4. Простои под погрузку и разгрузку;
5. Использование прицепов и полуприцепов.
Эти показатели влияют на продолжительность работы грузового автомобиля, работ по сдельному тарифу, исчисленному в объеме перевоза груза в тоннах или грузообороте на списочные автомобили или списочный автотранспорт грузоподъемности имеющегося парка автомобилей. Важнейшим аналитическим показателем использование подвижного состава является величина производительности работы автомобилей на автомобиле – день, час работы, автомобиле – тонн- день на 1 км пробега.
Оборотные средства. Специфика производственного процесса на автотранспорте оказывает влияние на структуру оборотных фондов. На транспорте нет готовой продукции и незавершенного производства, так как процесс ее производства и реализации совпадает во времени.
Другой особенностью является то, что удельный вес сырья, материалов в структуре оборотных средств крайне незначителен. В зависимости от назначения в производстве оборотные средства условно делятся на производственные запасы вложенные в производство, денежные средства, средства в расчетах.
К производственным запасам относятся:
- материалы для эксплуатации, ремонта автомобиля и других нужд;
- топливо;
- авторезина;
- запчасти;
- автошины и др.
К средствам вложенным в производство относят и незавершенное производство в части ремонта и расходы будущих периодов.
В зависимости от методов планирования оборотные средства делят на нормируемые и ненормируемые. Нормирование ОС заключается в разработке и установлении на каждом предприятии норм оборотных средств по всем видам. Они делятся на собственные, заемные и привлеченные.Собственные – устав, прибыль. Потребность в собственных оборотных средствах рассчитывается умножением однодневного расхода отдельных видов материальных ценностей на норму оборотных средств.
Эффективность использования ОС характеризуется скоростью их движения, скоростью оборота.