Вопрос 3. Интегративные типы правопонимания

Либертарно-юридическая концепция правопонимания (В. С. Нерсесянц, В. А. Четвернин).

В рамках юридико-либертарной концепции правопонимания внутреннее единство юридической онтологии, аксиологии и гносеологии обусловлен» тем, что в их основе лежит один и тот же принцип формального равенства.

В соответствии с данным подходом «право - это формальное равенство, всеобщая и необходимая форма свободы в общественных отношениях, всеобщая справедливость».

Закон (то, что устанавливается как позитивное право) может как соответствовать, так и противоречить праву, быть (в целом или частично) формой официально-властного признания, нормативной конкретизации и защиты как права, так и иных неправовых требований, дозволений и запретов. Только как форма выражения права закон (позитивное право) представляем собой правовое явление. Благодаря такому закону принцип правового равенства (и вместе с тем всеобщность равной меры свободы) получает государственно-властное, общеобязательное признание и защиту, приобретает законную силу. Лишь будучи формой выражения объективно обусловленным свойств права, закон становится правовым законом. Правовой закон — это и есть право, получившее официальную форму признания, конкретизации и защиты, словом, законную силу, т. е. позитивное право, обладающее объективными свойствами права.

Коммуникативная концепция правопонимания (А. В. Поляков).

В рамках коммуникативной концепции правопонимания «право рассматривается как включающее в себя и идеальное, и материальное, рациональное и иррациональное, должное и сущее, объективное и субъективное, естественное и сконструированное, статичное и деятельностное. Природа права не сводима ни к каким искусственным конструкциям и социокультурным закономерностям. Право может возникнуть как в государстве, так и непосредственно в об­ществе. При этом условием правогенеза (возникновения права) является не возникновение государства, а формирование психосоциокультурных реалий, имеющих коммуникативную направленность, в которых находят свою объек­тивацию правовые тексты, правовые нормы и правовые отношения, порождае­мые интерсубъективной (коммуникативной) деятельностью членов социума. Право одновременно представляет собой идею и текст, норму и правоотноше­ния, императивно-атрибутивные переживания и социализированные ценно­сти. Ни одно из этих положений не истинно (т. е. не может быть сведено к пра­ву в целом) в своей отдельности и отвлеченности, только в рамках целостного восприятия права они приобретают эйдетический смысл. В свою очередь, эйдос права выражается в его структуре, представляющей собой коррелятивную связь правомочий и правообязанностей, конституируемых общезначимой и общеобязательной правовой нормой в процессе межсубъектной коммуника­ции. Эйдетический центр права заключается в правомочии; именно правомо­чие является той точкой, из которой расходятся лучи правового смысла, образу­ющего эйдос права».

Правовые ценности могут иметь как эйдетический (общий) смысл, так и социокультурное (конкретное) значение; к основным эйдетическим ценно­стям можно отнести порядок, свободу, ответственность, равенство, справед­ливость.

Реалистический позитивизм (Р. А. Ромашов).

Концепция реалистического позитивизма основана на интеграции юриди­ческого позитивизма и социологической юриспруденции. В рамках данной концепции утверждается, что правом регулятивно-охранительная система эудет являться только в том случае, если нормы, из которых данная система состоит, являются общезначимыми и оказывают результативное воздействие на общественные отношения. При этом юридическая догма (формальное пра­во) и правовое понятие представляют собой логически взаимосвязанные и взаимообусловливающие конструкции.

Восприятие права в контексте реалистического позитивизма предполагает выделение абстрактного и реального права. Абстрактное право представляет собой совокупность норм, в основу систематизации которых положено деление права на публичное позитивное, публичное негативное и частное. Реальное право представлено правом в формально-юридическом и функциональном смысле. Право в формально-юридическом смысле представляет совокупность формальных источников, включающих в себя первичные и основные (законодательные акты); производные (нормативные интерпретационные акты); вторичные (международные акты, нормативные договоры, юридические обычаи). Право в функциональном смысле складывается из правовых норм, общественных отношений, на урегулирование которых нормы направлены, гарантий реализации и достигаемых посредством правового воздействия результатов.

Действие реального права включает в себя действие права, в формальном смысле, определяемое моментами вступления и утраты юридической силы правовыми актами и действие права в функциональном смысле, определяемое результативностью правового воздействия. Для обеспечения результативного правового воздействия государством (либо иным «центром публич­ности») используются стимулы, которые в наиболее общем виде могут быть сведены в две группы: стимулы, в основе которых лежит страх перед наруше­нием права, и стимулы, предполагающие выгодные для субъекта последствия правомерного поведения.

Подготовил:

Старший преподаватель кафедры ТиИГП,

подполковник внутренней службы

к.ю.н. ________Т.В. Барсукова

Старший преподаватель кафедры ТиИГП.

к.ю.н. _______Н.А. Овчинникова

ФГОУ ВПО ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ ФСИН РОССИИ

Кафедра теории и истории государства и права

«Утверждаю»

Начальник кафедры ТиИГП

майор внутренней службы

___________О.В. Демидова

«____» ___________ 2010 г.

ПЛАН-КОНСПЕКТ (ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ)

проведения занятия по дисциплине «Теория государства и права»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: