Тема 1. Методологические основы валютного регулирования в механизме ВЭД

1. Государственное регулирование ВЭД: содержание, цели и принципы

2. Основные понятия в валютном регулировании в механизме ВЭД

Нормативные акты:

1. Конституция РФ

2. ФЗ от 10.12.2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»

3. Таможенный кодекс Таможенного союза

4. ФЗ от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ»

Вопрос 1.

Государственное регулирование ВЭД включает ее финансовое, валютное, кредитное, таможенно - тарифное и нетарифное регулирование, обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом. Все эти направления регулирования базируются на действующем законодательстве.

Одной из важнейших функций государства явля­ется разработка концепции внешнеэкономической деятельности и внешнеэкономической политики, на основе которой строится сотрудничество с другими странами. Долгие годы в России господствовала государственная монополия в ВЭД, при которой выбор стран-партнёров определялся, прежде нечто, политическими и идеологическими интересами.

Переход к рыночной экономике означает:

а) признание во ВЭД эквивалентности обмена товарами;

б) необходи­мости учитывать конкурентные преимущества России;

в) анализировать состояние внешнеэкономического комплекса;

г) разрабатывать стратегию развития ВЭД.

В федеральных программах Правительства Российской Федерации, а также в указах Президента разработаны новые концепции ВЭД. В частности они акцентируют на следующие направления деятельности:

- рациональное использование сложившейся сырь­евой специализации России в ВЭД;

- повышение валютной эффективности сырьево­го экспорта;

- расширение рынков сбыта и изменение их гео­графии;

- развитие экспортного потенциала и улучшение структуры экспорта;

- развитие инфраструктуры ВЭД.

Этой концепции соответствует новая модель сотруд­ничества с другими странами, в экономической литера­туре её называют «торговой» или «конъюнктурной». Она основывается на приближении национальных цен к мировым, предоставлении всем юридическим и физи­ческим лицам права самостоятельного выхода на внешний рынок. Всё это — подготовка к решению стратегической цели реформы: интеграции в мировую экономику.

Новая концепция внешнеэкономической политики заключается в том, что в современных условиях недо­статочно использовать сложившуюся специализацию России во ВЭД, необходимо осуществлять целенаправ­ленную интеграцию в мировую экономику. Эта кон­цепция и соответствующая ей внешнеэкономическая политика представлены в Федеральной программе развития экспорта. Центральное место в последней занимает совершенствование структуры российского экспорта, повышение в нём доли товаров высокой сте­пени обработки, развитие прогрессивных форм меж­дународной производственной и научно-технической кооперации, инвестиционного сотрудничества, со­вместной реализации инновационных проектов. Такой концепции соответствует и новая модель - производственно-инвестиционная, или стратегическая.

Основные цели государственного регулирования ВЭД состоят в следующем:

использование внешнеэкономических связей для ускорения создания в России рыночной экономики;

содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путём приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в ми­ровую конкуренцию;

создание условий доступа российских предпри­нимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия;

защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка;

создание и поддержание благоприятного между­народного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.

Государственное регулирование ВЭД в России должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:

единство внешнеэкономической политики и на­циональной (внутренней) экономической политики;

единство системы государственного регулиро­вания и контроля за его реализацией;

перенос центра тяжести регулирования ВЭД с административных на экономические методы;

чёткое разграничение прав и ответственности Федерации и её субъектов в области управления ВЭД;

обеспечение равенства всех участников ВЭД.

Особое значение сегодня имеет чёткое разграниче­ние компетенции Федерации и её субъектов в сфере ВЭД. В компетенции федеральных органов должно и впредь оставаться решение таких важнейших вопросов, как:

определение основных принципов осуществления ВЭД и внешнеэкономической политики России в целом;

• разработка соответствующих федеральных программ;

защита экономических интересов страны в сфере ВЭД, её отдельных субъектов и граждан в частности;

• разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД;

подготовка и заключение международных дого­воров и государственных соглашений, контроль за их исполнением; - организация и контроль деятельности торг­предств РФ за рубежом;

определение и реализация валютной политики страны;

формирование и использование золотовалютных резервов РФ;

• контроль за порядком купли-продажи отдельных (выделенных) товарных групп (экологически опасных отходов, средств вооружений и т.д.);

- разработка платёжного баланса РФ и т.д.

Субъекты РФ в условиях формирующейся рыноч­ной экономики правомочны:

- осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодательству;

- контролировать и координировать деятель­ность участников ВЭД в рамках своих регионов, раз­рабатывать и реализовывать соответствующие региональные программы;

- предоставлять участникам ВЭД дополнитель­ные к федеральным льготы и гарантии, не противоре­чащие законам РФ (по ним Федерация не отвечает);

- заключать соглашения по международному сотрудничеству в рамках своей компетенции (то есть с объектами зарубежных федеративных государств);

иметь представителей в торговых предста­вительствах РФ за рубежом, которые содержатся за счёт субъектов Федерации.

Определенные вопросы находятся в совместном введении Федерации и её субъектов. В их числе:

координация действий участников ВЭД;

' выполнение договоров РФ с зарубежными стра­нами (если их выполнение касается интересов регио­нов);

• разработка и выполнение межрегиональных
и региональных программ ВЭД;

• регулирование приграничной торговли;
информационное обеспечение ВЭД.

Международный опыт государственного регули­рования внешнеэкономической деятельности исполь­зуется в настоящее время в России. Новое в госу­дарственном регулировании внешнеэкономической деятельности состоит в самом подходе к роли госу­дарства. Этот новый подход кардинально меняет со­держание роли государства, принципов, на которых регулирование основывается, содержание функций регулирования ВЭД и их соотношение; появляются новые задачи и методы их решения. Главной задачей государственного регулирования ВЭД является фор­мирование законодательной базы, создание благо­приятных экономических и организационных условий для развития всех видов и форм ВЭД и повышения её эффективности. Одновременно усиливается функ­ция контроля со стороны государства за исполнени­ем субъектами ВЭД действующего законодательства, обеспечения национальной безопасности.

Вывод: Государственное регулирование ВЭД во всех стра­нах направлено на обеспечение, в первую очередь, на­циональной экономической безопасности, под которой понимается защищённость экономики от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование процесса внутрен­нею воспроизводства, снижают жизненный уровень, порождая неблагоприятные социальные последствия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: