Тема 4.1. Теория эволюции

Раздел 4 Эволюционное учение

Задания для самостоятельного выполнения.

1.Подготовить сообщение и презентацию на тему:

-«Микробиология, напрвления исследований», используя различные (печатные, электронные) источники информации.

- Составить синквейны понятий «биотехнология», «клонирование»

Форма контроля самостоятельной работы:

- Устный опрос

- Защита презентации и сообщений

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Что такое биотехнология?

2. Чем генная инженерия отличается от клеточной инженерии?

3. Назовите методы генной инженерии.

4. В чем заключается значение клонирования?

5. Приведите примеры промышленного получения и использования продуктов жизнедеятельности микроорганизмов.

Основные понятия и термины по теме: эволюция,креационизм, трансформизм, искусственная система, «теория катастроф»,дарвинизм.

План изучения темы:

1. История развития эволюционных идей.

2. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка, Ж. Кювье в развитии эволюционных идей в биологии.

3. Эволюционное учение Ч. Дарвина.

Краткое изложение темы:

1.История развития естествознания в античный период тесно связана

с развитием философии.

Считалось, что от воли богов зависит и жизнь людей (креационизм).

Так, Гераклит Эфесский (VI в. до н.э.) считал, что мир не создан никем из богов. В нем нет ничего застывшего, все находится в постоянном движении.

Все течет, все изменяется, как вода в реке.

В трудах великого философа и естествоиспытателя древности Аристотеля (384 — 322 гг. до н.э.) имеются высказывания о развитии

живой природы, основанные на знании общего плана строения

высших животных (в книгах Аристотеля упоминается около 500

разных видов).

Теофраст (372 — 287 гг. до н.э.). Он описал 400 видов растений, исследовал их органы. В его трактатах содержатся сведения о жизнедеятельности (физиологии) растений, их практическом значении.

Фундаментальные труды Аристотеля «О частях животных», «История

животных» и Теофраста «Исследования о растениях», обобщающие

биологические знания того времени, оказал решающее влияние на последующее развитие биологии.

2 .Карл Линней (1707—1778), труд «Система природы», выдвинул иерархический принцип систематических категорий: объединил виды в роды, роды в отряды, отряды в классы. Предложил бинарную номенклатуру, создал первую искусственную систему природы. Линней отнес человека к миру животных и поместил его в один отряд с обезьянами. Научное наследие К.Линнея включает 180 опубликованных работ.

Жорж Кювье (1769—1832) был крупнейшим специалистом в области

палеонтологии и сравнительной анатомии.

Установил сходство между ископаемыми и современными животными.

Кювье разработал «теорию катастроф», которые в прошлом уничтожали всех животных,и после каждой катастрофы происходило сотворение новыхживых организмов.

Кювье использовал для подтверждения деятельности творца, он рассматривал в качестве доказательства естественного происхождения и изменения живых организмов (трансформизм).

Жан Батист Ламарк (1744- 1829) предложил первую эволюционную теорию, подкрепленную многочисленными примерами. В основу учения положено представление о постепенном естественном развитии организмов во времени от простого к сложному и роль внешней среды в этом процессе оказывают условия среды. Основной труд «Философия зоологии».

3. Чарльз Дарвин(1809-1882)

Главная научная заслуга Ч.Дарвина состоит в том, что он раскрыл основные механизмы и движущие силы эволюции органического мира Земли. Дарвин объяснил суть селекции: человек создает новые породы домашних животных и сорта растений на основе наследственной изменчивости и искусственного отбора. Центральным звеном в теории Дарвина по праву следует считать разработанное им учение о естественном отборе, который, в свою очередь,

становится следствием борьбы за существование. Борьба за существование происходит из-за почти неограниченной способности организмов к размножению (под контролем естественного отбора). Ч.Дарвин считал, что

механизмы эволюции едины. Дарвин вскрыл причины приспособлений организмов и показал относительный характер приспособленности, объяснил саму суть процесса видообразования (принцип дивергенции).

Лабораторные работы/ Практические занятия «не предусмотрено»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: