Методики диагностики отношений и особенностей адаптации в коллективе

Интерпретация

Обработка

Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по трем показателям:

1) цветовая гамма;

2) линия и характер рисунка;

3) сюжет рисунка.

При анализе рисунка по каждому из этих показателей выставляется балльная оценка, затем баллы складываются.

1) Цветовая гамма:

2 балла – в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их сочетания (желтый, светло-зеленый, голубой, т.д.)

1 балл – в равной степени присутствуют светлые и темные тона.

0 баллов – рисунок выполнен в темных тонах (темно-коричневый, темно-зеленый, черный).

2) Линия и характер рисунка:

2 балла – объекты прорисованы тщательно и аккуратно; используются длинные, сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура.

1 балл – в рисунке присутствуют обе характеристики.

0 баллов – объекты изображены нарочито небрежно, схематично; линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщины, слабая линия.

3) Сюжет рисунка:

2 балла

– симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное место на листе);

– наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение различных предметов, оживляющих пейзаж (цветы, деревья, плакаты, флаги, занавески на окнах, др.);

– изображение детей, идущих в школу или сидящих за партами, учителя и «процесса учения»;

– время года – весна, лето (солнце, нет туч);

– изображение светлого времени суток.

1 балл – обе характеристики присутствуют.

0 баллов

– ассиметричность рисунка;

– отсутствие деталей и украшений;

– отсутствие людей или изображение детей, уходящих из школы;

– время года – осень, зима (темное небо, идет дождь или снег);

– время суток – ночь или вечер.

6-5 баллов – у ребенка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем.

4-2 балла – у ребенка есть некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно-учебной деятельности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам; причинами тревог может быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей.

1-0 баллов – у ребенка явно выраженный страх перед школой, часто это приводит к неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.

Методика изучения психологического климата в учебной группе

Назначением данной методики является – нахождение количественного выражения уровня психологического климата в учебной группе. Особенностью данной методики является то, что она позволяет рассмотреть отдельные признаки психологического климата, а также выявить ее общий уровень.

Опросник состоит из 12 утверждений, которые характеризует отдельные параметры психологического климата. Ответы преобразуются в баллы с помощью ключа. В нашем исследовании данный тест является вспомогательным инструментом для определения особенностей психологического климата, изучаемых учебных групп.

Инструкция. Каждый студент заполняет анкету и сдает ее преподавателю (ставится знак«+» в соответствующей графе характера ответов),

А - совершенно согласен с этим;

Б - согласен с этим

В - согласен, но не совсем;

Г-не согласен с этим;

Д - совершенно не согласен с этим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: