Социометрическая карточка
1) С кем бы хотел(-а) играть не перемене?
1. ______________________________________________
2. ______________________________________________
3. ______________________________________________
2) С кем бы не хотел(-а)играть на перемене?
1._______________________________________________
2._______________________________________________
3._______________________________________________
3) Кого бы из класса ты пригласил(а) на прогулку в зоопарк или в парк аттракционов?
1._______________________________________________
2. ______________________________________________
3._______________________________________________
4) Кого бы ты не пригласил(а) на прогулку в зоопарк или в парк аттракционов?
1._______________________________________________
2. ______________________________________________
3._______________________________________________
5) С кем бы ты сел за одной партой во время очень сложной контрольной?
1._______________________________________________
2. ______________________________________________
3._______________________________________________
6) С кем бы ты не сел за одной партой во время очень сложной контрольной?
1._______________________________________________
2. ______________________________________________
3._______________________________________________
7)С кем бы ты хотел(-а) делать домашние задания, выполнять готовиться к экзаменам и сдаче тестов?
|
|
1.________________________________________________
2.________________________________________________
3.________________________________________________
8) Кого бы ты пригласил(-а) на свой день рождения?
1._______________________________________________
2._______________________________________________
3._______________________________________________
8) Кого бы ты выбрал(-а) для поездки или похода на природу?
1._______________________________________________
2._______________________________________________
3._______________________________________________
При опросе без ограничения выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена графа, размеры которой позволили бы давать достаточно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем разрешить в данной группе.
Социоматрица (таблица). Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице (см. ниже). Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. Таблицы результатов заполняются в первую очередь, в отдельности по деловым и личным отношениям.
По вертикали записываются за номерами фамилии всех членов группы, которая изучается; по горизонтали — только их номер. На соответствующих пересечениях знаком «+»,обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый, а знаком «-«— тех, кого испытуемый отвергает.
Взаимный положительный или отрицательный выбор обводится в таблице (независимо от очередности выбора). После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в таблицу, надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов (сумма выборов). На основании полученных данных можно определить социометрический статус каждого члена группы.
|
|
Прежде всего в групповой статусной иерархии выделяются три категории:
ü популярные,
ü средние,
ü непопулярные члены группы.
Они отличаются числом положительных выборов и отвержений и их сочетанием.
Ø Лидер - человек, набравший больше всех положительных выборов (не менее половины от максимально возможного их числа).
Ø Приближенный к лидеру – человек, набравший на 1-2 положительных выбора меньше чем лидер. Не имеющий отрицательных выборов.
Ø Предпочитаемый – человек, набравший на 3-4 положительных выбора меньше чем лидер. Положительные выборы взаимны. Может иметь 1-2 отрицательных выбор.
Ø Принятые - человек, набравший 2-3 положительных выбора. Есть 1-2 взаимных положительных выбора. Может иметь 1-2 отрицательных выбор.
Ø Изолированные (аутсайдеры) - те люди, которые для группы как бы не существуют: у них отсутствуют как выборы, так и отвержения (0 выборов). Их нет в эмоциональном реестре группы ни на уровне чувств, ни на уровне отношений.
Ø Пренебрегаемые - есть положительные выборы, но их мало, значительно больше они получили отвержений, так что эмоционально они мало привлекательны.
Ø Отвергаемые - имеют 1-2 положительных выборов (не взаимные), у них разное количество отвержений (отрицательных выборов), что и определяет условную величину их социальной отверженности. Роднит всех отверженных то, что их воспринимают весьма экспрессивно, но, увы, отрицательно.
Ø «Отрицательный лидер» (раздражитель) – человек, набравший максимальное количество отрицательных выборов (отвержений). Возможно, имеет претензии на лидерство в группе, которые реализует асоциальными или агрессивными способами.
Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов. Основное достоинство социоматрицы — возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе.
На основе социоматрицы строится социограмма — карта социометрических выборов (социометрическая карта).
Социограмма. Социограмма — графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (рис. ниже). Она даёт наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы за их статусом (популярностью). Пример социограммы (карты групповой дифференциации), предложенной Я. Коломинским, см. ниже:
——> позитивный односторонний выбор,
<——> позитивный обоюдный выбор,
------> негативный односторонний выбор,
<------> негативный обоюдный выбор.
Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.
Анализ социограммы заключается в отыскании центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов.
ФИ выбираемого ФИ выбирающего | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. | 11. | 12. | 13. | 14. | 15. | 16. | 17. | 18. | 19. | 20. | 21. | 22. | 23. | 24. | 25. | 26. | 27. | 28. | 29. | 30. | |
1. | ☼ | |||||||||||||||||||||||||||||
2. | ☼ | |||||||||||||||||||||||||||||
3. | ☼ | |||||||||||||||||||||||||||||
4. | ☼ | |||||||||||||||||||||||||||||
5. | ☼ | |||||||||||||||||||||||||||||
6. | ☼ | |||||||||||||||||||||||||||||
7. | ☼ | |||||||||||||||||||||||||||||
8. | ☼ | |||||||||||||||||||||||||||||
9. | ☼ | |||||||||||||||||||||||||||||
10. | ☼ | |||||||||||||||||||||||||||||
11. | ☼ | |||||||||||||||||||||||||||||
12. | ☼ | |||||||||||||||||||||||||||||
13. | ☼ | |||||||||||||||||||||||||||||
14. | ☼ | |||||||||||||||||||||||||||||
15. | ☼ | |||||||||||||||||||||||||||||
16. | ☼ | |||||||||||||||||||||||||||||
17. | ☼ | |||||||||||||||||||||||||||||
18. | ☼ | |||||||||||||||||||||||||||||
19. | ☼ | |||||||||||||||||||||||||||||
20. | ☼ | |||||||||||||||||||||||||||||
21. | ☼ | |||||||||||||||||||||||||||||
22. | ☼ | |||||||||||||||||||||||||||||
23. | ☼ | |||||||||||||||||||||||||||||
24. | ☼ | |||||||||||||||||||||||||||||
25. | ☼ | |||||||||||||||||||||||||||||
26. | ☼ | |||||||||||||||||||||||||||||
27. | ☼ | |||||||||||||||||||||||||||||
28. | ☼ | |||||||||||||||||||||||||||||
29. | ☼ | |||||||||||||||||||||||||||||
30. | ☼ | |||||||||||||||||||||||||||||
Общее число полученных выборов | ||||||||||||||||||||||||||||||
Количество «+» выборов | ||||||||||||||||||||||||||||||
Количество «-«выборов |
|
|
|
|