Проективные методики, направленные на изучение личностных особенностей и межличностных отношений

Проективная методика «Дерево»

Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый учащийся получает лист с таким изображением (но без нумерации фигурок). Исходя из опыта, мы не предлагаем учащимся вначале подписывать на листе свою фамилию, так как это может повлиять на их выбор. Задание дается в следующей форме: «Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и обведите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, передает ваше настроение в новой школе и ваше положение. Мы проверим, насколько вы внимательны. Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам. Теперь возьмите зеленый фломастер и обведите того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться».

Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится нами исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия. Интерпретация разработана нами с учетом устных рекомендаций Д. Лампенова, опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением учеников, данных, полученных от учителей и родителей, из беседы с ребенком. Для удобства объяснения мы подписали номера на каждой из фигурок человечков.

Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий;

№ 2, 19, 18, 11, 12—общительность, дружескую поддержку;

№ 4 – устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая

трудности);

№ 5- утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость;

№ 9- мотивация на развлечения;

№ 13, 21 – отстраненность, замкнутость, тревожность;

№ 8 характеризует отстраненность от учебного процесса, уход в себя;

№ 10, 15- комфортное состояние, нормальная адаптация;

№ 14- кризисное состояние, «падение в пропасть».

Позицию № 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство

Следует заметить, что позицию № 16 учащиеся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17»,а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим (человечком под № 17).

Стимульный материал к методике «Дерево»

Методика «Несуществующее животное»

Инструкция: "Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием".

Инструкция для группового тестирования (расширенный вариант): «Сегодня Вам предлагается задание на раскрытие Ваших творческих способностей, воображения, умения решать нестандартные задачи.В течение 25-30 минут придумайте и нарисуйте несуществующее животное. При этом важно не использовать подсказки-образы, придуманные ранее другими людьми, например, «чебурашка», «лошарик» и т. п.Придуманное вами животное назовите несуществующим, но подходящим ему, на Ваш взгляд, именем. Имя должно состоять из одного слова, части которого не должны отражать уже существующих в русском языке слов (например «дельфинокрыл», «конекит» и т. п.).Составьте его описание в произвольной форме (ориентировочно 10-15 предложений). В описании желательно отразить следующие моменты: размеры животного, где и с кем живет, чем питается, чего боится, насколько его внешний вид сочетается с его повадками, для чего он живет и какая от него польза и т. д. и т.п.Данный перечень вопросов предлагается Вам для ориентировки. Проявите Вашу фантазию. Уверены, что Вы придумаете что-то более оригинальное.Вверху на листе поставьте свой условный номер, сегодняшнюю дату. Внизу – свою роспись.

Желаем Вам творческих успехов!»

Категории анализа «Рисунка несуществующего животного»

Ф.И. ребенка _______________________ класс______________

Дата обследования _________________

Категории анализа Признаки Присутствуют на рисунке
Тревожность (11 признаков) Маленький рисунок, расположенный в левом углу листа. Рот открыт и зачернен без прорисовки губ и языка. Глаза с прорисовкой радужки. Острые выступы типа панцирей, щитов, заслонов. Запачканные, затемненные, удвоенные линии контура. «Разорванные» линии контура. Неаккуратность рисунка. Штриховка внутри контура. Сильный нажим. Фигура круга. Образ беззащитного животного.  
Агрессивность (7 признаков) Крупное изображение. Прорисовка зубов. Щупальца. Прямые символы агрессии: когти, зубы, клювы, оружие. Сильный нажим. «Восходящие» линии. Угрожающая тематика.  
Защитная агрессия (6 признаков) Рога. Прямые символы агрессии: когти, зубы, клювы, оружие. Чешуя, панцирь, иглы, шипы. Защита по верхнему контуру. Защита по нижнему контуру. Защита справа. Защита слева.  
Демонстратив-ность Ресницы. Перья. Украшающие элементы. Псевдонаучный суффикс или окончание в названии.  
Самораспространение, высокий уровень притязаний Крупное изображение. Крылья. Щупальца Украшающие элементы.  
Негативноесамоотношение, низкая самооценка, нерешитель-ность Смещение рисунка вниз. Маленькое изображение. Маленький рисунок, расположенный в левом углу листа. Направление хвоста вправо-вниз. Направление хвоста влево-вниз. Отвержение рисунка.  
Позитивноесамоотношение, завышенная самооценка Смещение рисунка вверх. Направление хвоста вправо-вверх. Направление хвоста влево-вверх. Принятие рисунка.  
Поверхностность, импульсивность, повышенная возбудимость Крупное изображение. Отсутствие головы (иногда означает психическое заболевание). Неустойчивость опорной части. Соединение ног с туловищем слабое, небрежное. «Разорванные» линии контура. Неаккуратность рисунка. Поверхностно-звуковое название.  
Основательность, обдуманность, эмоциональная устойчивость Основательность опорной части. Соединение ног с туловищем прочное и основательное. Уверенные, завершенные линии.  
Астенизация, депрессия Маленькое изображение. Отсутствие большого количества деталей. Паутинообразная линия. «Падающие» линии.  
Общая энергия «Восходящие» линии. Обилие дополнительных деталей.  
Активность, тенденция к действию Смещение рисунка вправо. Голова направлена вправо.  
Конформность, стандартность Однотипность опорных элементов.  
Творческий потенциал Разнообразие опорных элементов. Использование элементов, а не заготовок.  
Тенденция к размышлению, рефлексивность Смещение рисунка влево. Голова направлена влево.  
Ценность рационального начала Увеличенный размер головы. Соединение в названии смысловых частей.  
Заинтересован-ность в информации о себе Уши.  
Повышенная речевая активность Рот приоткрыт, прорисовка языка.  
Чувственность Рот с прорисовкой губ. Грива, шерсть.  
Внутренняя противоречивость Двухголовое животное (или больше голов).  
Эгоцентризм Положение анфас.  
Замкнутость Фигура круга.  
Тенденция контроля за внешними формами поведения Резко подчеркнутое ограждение вокруг изображенной фигуры.  
Инфантилизм Антропоморфность изображения (человекоподобное животное). Повторение одних и тех же частей в названии.  
Интравертированность Замкнутое, без конечностей тело или с конечностями, направленными к телу  
Экстравертированность Конечности направлены во вне.  
Эмоциональный дискомфорт, неприятные физические ощущения Инородные тела (например, проглоченный кубик), находящиеся внутри животного. Внутренние органы, анатомические детали, кровеносные сосуды.  
Сексуальные проблемы Сексуальные признаки. Несоответствие пола рисунка.  
Шизоидность Вмонтированность механических деталей.  

Семейная социограмма (Э.Г.Эйдемиллер)

Методика относится к рисуночным проективным методикам (Эйдемиллер Э.Г). Она позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье – прямой или опосредованный.

Испытуемым дают бланк с нарисованным кругом диаметром 110 мм.

Инструкция: «На листе перед вами изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов своей семьи в форме кружков и подпишите их именами». Члены семьи выполняют это задание, не советуясь друг с другом.

Критерии, по которым производится оценка результатов психодиагностики:

1) число членов семьи, попавших в площадь круга;

2) величина кружков;

3) расположение кружков относительно друг друга;

4) дистанция между ними.

Оценивая результат по первому критерию, исследователь сопоставляет число членов семьи, изображенных испытуемым, с реально существующим. Возможно, что родственник, с которым субъект находится в конфликтных отношениях, не попадет в большой круг, он будет «забыт». В то же время кто-то из посторонних лиц, животных, любимых предметов может быть изображен в качестве члена семьи.

Далее мы обращаем внимание на величину кружков. Больший, по сравнению с другими, кружок «Я» говорит о достаточной самооценке, меньший – о заниженной. Величина кружков других членов семьи говорит об их значимости в глазах испытуемого.

Следует обратить внимание на расположение кружков в площади тестового поля и по отношению друг к другу (третий критерий). Расположение испытуемым своего кружка в центре круга может говорить об эгоцентрической направленности личности, а размещение себя внизу, в стороне от других членов семьи – на переживание эмоциональной отверженности.

Наиболее значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде больших по размеру кружочков в центре или в верхней части тестового поля.

Наконец, определенную информацию можно получить, проанализировав расстояния между кружками (четвертый критерий). Удаленность одного кружка от других может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении испытуемого. Своеобразное «слипание», когда кружки наслаиваются один на другой, соприкасаются или находятся друг в друге, свидетельствует о недифференцированном «Я» у членов семьи, наличии симбиотических связей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: