Проективная методика «Дерево»
Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый учащийся получает лист с таким изображением (но без нумерации фигурок). Исходя из опыта, мы не предлагаем учащимся вначале подписывать на листе свою фамилию, так как это может повлиять на их выбор. Задание дается в следующей форме: «Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и обведите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, передает ваше настроение в новой школе и ваше положение. Мы проверим, насколько вы внимательны. Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам. Теперь возьмите зеленый фломастер и обведите того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться».
Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится нами исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия. Интерпретация разработана нами с учетом устных рекомендаций Д. Лампенова, опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением учеников, данных, полученных от учителей и родителей, из беседы с ребенком. Для удобства объяснения мы подписали номера на каждой из фигурок человечков.
|
|
Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий;
№ 2, 19, 18, 11, 12—общительность, дружескую поддержку;
№ 4 – устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая
трудности);
№ 5- утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость;
№ 9- мотивация на развлечения;
№ 13, 21 – отстраненность, замкнутость, тревожность;
№ 8 характеризует отстраненность от учебного процесса, уход в себя;
№ 10, 15- комфортное состояние, нормальная адаптация;
№ 14- кризисное состояние, «падение в пропасть».
Позицию № 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство
Следует заметить, что позицию № 16 учащиеся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17»,а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим (человечком под № 17).
Стимульный материал к методике «Дерево»
Методика «Несуществующее животное»
Инструкция: "Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием".
|
|
Инструкция для группового тестирования (расширенный вариант): «Сегодня Вам предлагается задание на раскрытие Ваших творческих способностей, воображения, умения решать нестандартные задачи.В течение 25-30 минут придумайте и нарисуйте несуществующее животное. При этом важно не использовать подсказки-образы, придуманные ранее другими людьми, например, «чебурашка», «лошарик» и т. п.Придуманное вами животное назовите несуществующим, но подходящим ему, на Ваш взгляд, именем. Имя должно состоять из одного слова, части которого не должны отражать уже существующих в русском языке слов (например «дельфинокрыл», «конекит» и т. п.).Составьте его описание в произвольной форме (ориентировочно 10-15 предложений). В описании желательно отразить следующие моменты: размеры животного, где и с кем живет, чем питается, чего боится, насколько его внешний вид сочетается с его повадками, для чего он живет и какая от него польза и т. д. и т.п.Данный перечень вопросов предлагается Вам для ориентировки. Проявите Вашу фантазию. Уверены, что Вы придумаете что-то более оригинальное.Вверху на листе поставьте свой условный номер, сегодняшнюю дату. Внизу – свою роспись.
Желаем Вам творческих успехов!»
Категории анализа «Рисунка несуществующего животного»
Ф.И. ребенка _______________________ класс______________
Дата обследования _________________
Категории анализа | Признаки | Присутствуют на рисунке |
Тревожность (11 признаков) | Маленький рисунок, расположенный в левом углу листа. Рот открыт и зачернен без прорисовки губ и языка. Глаза с прорисовкой радужки. Острые выступы типа панцирей, щитов, заслонов. Запачканные, затемненные, удвоенные линии контура. «Разорванные» линии контура. Неаккуратность рисунка. Штриховка внутри контура. Сильный нажим. Фигура круга. Образ беззащитного животного. | |
Агрессивность (7 признаков) | Крупное изображение. Прорисовка зубов. Щупальца. Прямые символы агрессии: когти, зубы, клювы, оружие. Сильный нажим. «Восходящие» линии. Угрожающая тематика. | |
Защитная агрессия (6 признаков) | Рога. Прямые символы агрессии: когти, зубы, клювы, оружие. Чешуя, панцирь, иглы, шипы. Защита по верхнему контуру. Защита по нижнему контуру. Защита справа. Защита слева. | |
Демонстратив-ность | Ресницы. Перья. Украшающие элементы. Псевдонаучный суффикс или окончание в названии. | |
Самораспространение, высокий уровень притязаний | Крупное изображение. Крылья. Щупальца Украшающие элементы. | |
Негативноесамоотношение, низкая самооценка, нерешитель-ность | Смещение рисунка вниз. Маленькое изображение. Маленький рисунок, расположенный в левом углу листа. Направление хвоста вправо-вниз. Направление хвоста влево-вниз. Отвержение рисунка. | |
Позитивноесамоотношение, завышенная самооценка | Смещение рисунка вверх. Направление хвоста вправо-вверх. Направление хвоста влево-вверх. Принятие рисунка. | |
Поверхностность, импульсивность, повышенная возбудимость | Крупное изображение. Отсутствие головы (иногда означает психическое заболевание). Неустойчивость опорной части. Соединение ног с туловищем слабое, небрежное. «Разорванные» линии контура. Неаккуратность рисунка. Поверхностно-звуковое название. | |
Основательность, обдуманность, эмоциональная устойчивость | Основательность опорной части. Соединение ног с туловищем прочное и основательное. Уверенные, завершенные линии. | |
Астенизация, депрессия | Маленькое изображение. Отсутствие большого количества деталей. Паутинообразная линия. «Падающие» линии. | |
Общая энергия | «Восходящие» линии. Обилие дополнительных деталей. | |
Активность, тенденция к действию | Смещение рисунка вправо. Голова направлена вправо. | |
Конформность, стандартность | Однотипность опорных элементов. | |
Творческий потенциал | Разнообразие опорных элементов. Использование элементов, а не заготовок. | |
Тенденция к размышлению, рефлексивность | Смещение рисунка влево. Голова направлена влево. | |
Ценность рационального начала | Увеличенный размер головы. Соединение в названии смысловых частей. | |
Заинтересован-ность в информации о себе | Уши. | |
Повышенная речевая активность | Рот приоткрыт, прорисовка языка. | |
Чувственность | Рот с прорисовкой губ. Грива, шерсть. | |
Внутренняя противоречивость | Двухголовое животное (или больше голов). | |
Эгоцентризм | Положение анфас. | |
Замкнутость | Фигура круга. | |
Тенденция контроля за внешними формами поведения | Резко подчеркнутое ограждение вокруг изображенной фигуры. | |
Инфантилизм | Антропоморфность изображения (человекоподобное животное). Повторение одних и тех же частей в названии. | |
Интравертированность | Замкнутое, без конечностей тело или с конечностями, направленными к телу | |
Экстравертированность | Конечности направлены во вне. | |
Эмоциональный дискомфорт, неприятные физические ощущения | Инородные тела (например, проглоченный кубик), находящиеся внутри животного. Внутренние органы, анатомические детали, кровеносные сосуды. | |
Сексуальные проблемы | Сексуальные признаки. Несоответствие пола рисунка. | |
Шизоидность | Вмонтированность механических деталей. |
Семейная социограмма (Э.Г.Эйдемиллер)
|
|
Методика относится к рисуночным проективным методикам (Эйдемиллер Э.Г). Она позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье – прямой или опосредованный.
Испытуемым дают бланк с нарисованным кругом диаметром 110 мм.
Инструкция: «На листе перед вами изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов своей семьи в форме кружков и подпишите их именами». Члены семьи выполняют это задание, не советуясь друг с другом.
|
|
Критерии, по которым производится оценка результатов психодиагностики:
1) число членов семьи, попавших в площадь круга;
2) величина кружков;
3) расположение кружков относительно друг друга;
4) дистанция между ними.
Оценивая результат по первому критерию, исследователь сопоставляет число членов семьи, изображенных испытуемым, с реально существующим. Возможно, что родственник, с которым субъект находится в конфликтных отношениях, не попадет в большой круг, он будет «забыт». В то же время кто-то из посторонних лиц, животных, любимых предметов может быть изображен в качестве члена семьи.
Далее мы обращаем внимание на величину кружков. Больший, по сравнению с другими, кружок «Я» говорит о достаточной самооценке, меньший – о заниженной. Величина кружков других членов семьи говорит об их значимости в глазах испытуемого.
Следует обратить внимание на расположение кружков в площади тестового поля и по отношению друг к другу (третий критерий). Расположение испытуемым своего кружка в центре круга может говорить об эгоцентрической направленности личности, а размещение себя внизу, в стороне от других членов семьи – на переживание эмоциональной отверженности.
Наиболее значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде больших по размеру кружочков в центре или в верхней части тестового поля.
Наконец, определенную информацию можно получить, проанализировав расстояния между кружками (четвертый критерий). Удаленность одного кружка от других может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении испытуемого. Своеобразное «слипание», когда кружки наслаиваются один на другой, соприкасаются или находятся друг в друге, свидетельствует о недифференцированном «Я» у членов семьи, наличии симбиотических связей.