Набор заданий 6А.
1) 6 9 12 15 18 21...
2) 9 1 7 1 5 1...
3) 2 3 5 6 8 9...
4) 10 12 9 11 8 10...
5) 1 3 6 8 16 18...
6) 3 4 6 9 13 18...
7) 15 13 16 12 17 11...
8) 1 2 4 8 16 32 '...
9) 1 2 5 10 17 26...
10) 1 4 9 16 25 36...
11) 1 2 6 16 31 56...-
12) 31 24 18 13 9 6...
13) 174 171 57 54 18 15...
14) 54 19 18 14 6 9...
15) 301 294 49 44 11 8
Правильные ответы к заданиям формы А теста ШТУР
Номер задания | ||||
1А | 2А | 3А | 4А | 6А |
1. 6 | 1. 6 | 1. г | 1. 6 | 1. 24 |
2. 6 | 2. 6 | 2. 6 | 2. а | 2. 3 |
3. в | 3. г | 3. д | 3. д | 3. 11 |
4. в | 4. а | 4. в | 4. а | 4. 7 |
5. в | 5. в | 5. г | 5. а | 5. 36 |
6. д | 6. г | 6. г | 6. а | 6. 24 |
7. в | 7. 6 | 7. д | 7. в | 7. 18 |
8. 6 | 8. г | 8. 6 | 8. в | 8. 64 |
9. г | 9. 6 | 9. а | 9. д | 9. 37 |
10. а | 10. г | 10. 6 | 10. г | 10. 49 |
11. а | 11. а | 11. д | 11. 6 | 11. 92 |
12. 6 | 12. 6 | 12. в | 12. 6 | 12. 4 |
13. г | 13. в | 13. д | 13. 6 | 13. 5 |
14. д | 14. 6 | 14. в | 14. г | 14. 2 |
15. а | 15. а | 15. д | 15. в | 15. 4 |
16. г | 16. г | 16. а | 16. 6 | |
17. г | 17. а | 17. г | 17. в | |
18. д | 18. в | 18. а | 18. г | |
19. а | 19. в | 19. а | 19. г | |
20. в | 20. в | 20. в | 20. в | |
21. 6 | ||||
22. г | ||||
23. а | ||||
24. в | ||||
25. 6 |
Варианты ответов в заданиях субтеста 5А (обобщение)
№ | Оценка, баллы | ||
части света | материки, континенты | страны, экватор, климат | |
биология, наука о живой природе | наука, предмет | природа | |
общественный строй, социально-экономическая формация | общество, ступени развития | классы, история, буржуазия, угнетение | |
устное народное творчество, фольклор | литература, мудрость, творчество | предание, выдумка, легенда, миф | |
состояние вещества, агрегатное состояние вещества | вещество, состояние тела | химия, физика | |
органы кровообращения | внутренние органы, органы человека | биология, сосуды, анатомия, части тела | |
столицы | города | страны, острова | |
мельчайшие частицы вещества, состав вещества, составные части вещества | частица, вещество | состав клетки | |
органические вещества | состав вещества, вещество | витамины, углеводы, состав клетки, молекулы | |
культура, виды деятельности | творчество | этика, знание, просвещение | |
положительные черты характера | качества (черты) характера, характер | сила, храбрость | |
Электрические единицы измерения | Физические величины, электричество, единицы измерения | Единица, учение, прибор | |
Искусственные водные сооружения, водные сооружения | Сооружение, водоем, водохранилище | Вода, энергия, строение, природа | |
Изобразительное искусство, произведения изобразительного искусства | Искусство, творчество | Живопись, изображения, фрески, церковь | |
атмосферное явление, климатические явления | климат, явление (состояние погоды) | циклон, природа, дождь | |
результаты математических действий | математические действия, операции с числами | математика, решение | |
литературные приемы | способы изложения | творчество, рассказ, сравнение | |
направление в искусстве, художественный стиль | литературные направления | литература, формулировка | |
стихийное бедствие | стихия | разрушение |
Производится количественная и качественная обработка результатов. Возможен групповой и индивидуальный анализ данных.
|
|
|
|
Количественная обработка:
1) индивидуальные показатели по каждому набору заданий (за исключением субтеста 5) - балл по тесту и субтесту - выводятся путем подсчета количества правильно выполненных заданий. Пример: если испытуемый А в субтесте 3 правильно решил 13 заданий, то его балл по этому субтесту будет равен 13;
2) результаты субтеста 5 оцениваются в зависимости от качества обобщения 2 баллами, 1 баллом и 0. Для обработки следует использовать таблицы примерных ответов, даваемых в заданиях на обобщение. Ответы, оцениваемые 2 баллами, приведены в таблице достаточно полно. Только приведенные ответы, а также их синонимические замены можно оценивать 2 баллами.
Перечень ответов, оцениваемых 1 баллом, является менее полным, так как здесь у испытуемых гораздо больше возможностей для выбора. После логического анализа 1 баллом можно оценить ответы, отличающиеся от приведенных в таблице. При этом следует иметь в виду, что 1 балл получают ответы, представляющие собой более широкие, по сравнению с правильными, категориальные обобщения, а также правильные, но наиболее узкие, чем необходимо, частные обобщения.
Неправильные ответы оцениваются 0. Примеры таких ответов приводятся в таблицах.
Максимальное количество баллов, которое может получить учащийся при выполнении субтеста 5, равно 38. Это число соответствует стопроцентному выполнению этого субтеста;
3) индивидуальным показателем выполнения теста в целом является сумма баллов, полученных при сложении результатов решения всех субтестов.
Позамыслу полный состав теста принимается за норматив умственного развития. С ним сравнивается число заданий, выполненных данным учащимся. Устанавливается процент выполнения заданий, и это определяет количественную сторону работы испытуемого. Имеется разработанная схема представления количественных результатов ШТУРа. (Психологическая коррекция умственного развития учащихся /Под ред. К.М.Гуревича, И.В.Дубровиной. - М, 1990. - С. 33-35; 115-117);
4) следует иметь в виду, что общие баллы шестиклассника ниже 30, семиклассника ниже 40, восьми- девятиклассника ниже 45 рассматриваются как очень низкие и свидетельствуют о низком умственном развитии. Об относительно высоком умственном развитии говорят общие баллы выше 75 у шестиклассника, 90-у семиклассника и 100 - у восьмиклассника.
Количественная характеристика умственного развития учащихся подлежит дополнительно качественной обработке, в которой дается психологическая интерпретация выполненных и невыполненных заданий.
Качественная обработка:
1) анализ результатов субтестов 1 и 2 должен вскрыть уровень осведомленности учащегося в понятиях, относящихся к двум информационным сферам (общественно-политической и научно-культурной). Для этого следует подсчитать процентное выполнение соответствующих заданий;
2) анализ качественной стороны субтеста 3 "Аналогии" проводится по следующим направлениям: выявление наиболее и наименее усвоенных областей содержания теста; выявление самого отработанного (легкого) и наиболее трудного типов логических связей из следующих заложенных в тест: вид - род, часть -целое, причина - следствие, порядок следования, противоположность, функциональные отношения; выявление типичных ошибок при установлении логических связей.
Характер типичных ошибок не только отразит предпочитаемые логические операции, но и поможет выявить недостатки, возможную односторонность, ограниченность в усвоении информации; так, например, имеются данные, что учащиеся 6-8 классов часто стремятся подбирать к предъявленному понятию такие, которые отражают его свойства и функции; гораздо реже в ответах встречаются понятия, имеющие более отдаленные или более глубокие связи с заданным; этот факт может свидетельствовать о тенденции к изучению характеристик отдельных объектов и явлений и о меньшем внимании к связям между предметами и явлениями.
|
|
3) анализ качественной стороны субтеста 4 "Классификации" проводится по следующим направлениям: выявление наиболее и наименее усвоенных областей содержания теста; выявление типа заданий - с конкретными или абстрактными понятиями, который провоцирует большое количество ошибок;
4) анализ качественной стороны субтеста 5 "Обобщения" проводится по следующим направлениям: определение характера типичных обобщений - по конкретному, видовому, категориальным признакам; выявление типичных ошибок, а также содержания и характера понятий (абстрактные или конкретные), провоцируя эти ошибки;
На основании результатов выполнения каждого субтеста и сравнения их между собой можно заключить, каким логическим действием учащийся владеет лучше, а каким хуже; какая из областей умственного развития - осведомленность в некоторых общих понятиях или сформированность операциональной стороны мышления - представлена у данного учащегося лучше, а какая хуже: по каждому субтесту можно установить, какая из областей содержания теста усвоена лучше, а какая хуже; каков характер типичных ошибок в каждом из субтестов;
5) предпочтительное выполнение заданий с определенным содержанием во всех субтестах, использующих понятия научно-учебных циклов, может свидетельствовать о преобладающих склонностях учащегося. Прямо делать вывод об определенной склонности нельзя, так как следует учитывать предшествующую подготовку учащегося, полученную вне школы, влияние педагога, участие его в факультативах и пр. Но, тем не менее, ШТУР создает возможность для анализа индивидуальных результатов по научно-учебным циклам.
|
|
8. Методика «Интеллектуальная лабильность» (В.Т.Козлова)
Методику рекомендуется использовать с целью прогноза успешности профессионального обучения, освоение нового вида деятельности и оценки качества трудовой практики. Методика требует от испытуемых высокой концентрации внимания и быстроты действий. В течение ограниченного количества времени (3-4 секунды) обследуемые должны выполнить несложные задания на специальном бланке. Задания воспринимаются на слух. Бланк представляет собой разграфленный на 25 пронумерованных квадратов лист. Каждое задание имеет строго заданный квадрат и должно выполняться именно в нем. Методика может применяться как фронтально, так и индивидуально. При проведении исследования от экспериментатора требуется четкое произнесение задания и номера квадрата, поскольку номера заданий и квадратов на бланке не совпадают.
Инструкция. Слушайте внимательно задание и номер квадрата. Переспрашивать нельзя. Прочитанное мною задание не повторяется. Работаем быстро. Внимание. Начинаем.