Показатели нервно-психического развития детей 1 года жизни

(Н.М. Шелованов, М.О. Кистяковская, С.М. Кривина, Э.Л.Фрухт)

Воз-раст Показатель Уровень развития
дней Аз Удерживает в поле зрения движущийся пред­мет (ступенчатое слежение).
18-20 дней Аз Удерживает в поле зрения неподвижный предмет.
Ас Успокаивается при сильном звуке.
1 мес. Аз Сосредоточивает взгляд на неподвижных предметах, появляется плавное прослежива­ние движущегося предмета.
Ас Прислушивается к звуку, голосу взрослого.
Э Первая улыбка на разговор взрослого.
До Лежа на животе, пытается поднимать голову и ее удерживать.
Ра Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.
2 мес. Аз Длительное зрительное сосредоточение на ли­це взрослого или неподвижном предмете. Длительное слежение за движущейся игруш­кой или взрослым.
Ас Ищущие повороты головы при длительном звуке, поворачивает голову в сторону взрослого.
До Лежа на животе, приподнимается и непродол­жительно удерживает голову.
Э Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним. Длительное зрительное сосредоточениенадругом ребенке.
Ра Повторно произносит отдельные звуки.
3 мес. Аз Сосредоточение в вертикальном положении на лице говорящего с ним взрослого или игрушке.
Э Комплекс оживления при общении с ним.
До Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. При поддержке под мышки крепко упирается но­гами, согнутыми в тазобедренных суставах, удерживает голову в вертикальном положе­нии (на руках взрослого).
Др Случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью.
4 мес. Аз Узнает мать, радуется
Ас Поворачивает голову и находит глазами не­видимый источник звука.
Э Громко смеется в ответ на обращение.Вовремя бодрствования часто и легко возникает комплекс оживления. Ищет взглядом ребенка, рассматривает, раду­ется, тянется к нему. По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии.
Др Рассматривает и захватывает висящую иг­рушку.
До То же, что и в 3 месяца, но ярче выражено.
Ра Гулит.
Н Придерживает рукой бутылочку или грудь матери.
5 мес. Аз Отличает близких людей от чужих (по-раз­ному реагирует).
Ас Узнает голос матери, различает строгую и ласковую интонации.
Др Четко берет игрушку из рук взрослого, удерживает ее в руке.
До Долго лежит на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается, устой­чиво стоит при поддержке.
Ра Певуче гулит.
Н Ест с ложки густую или полугустую пищу.
6 мес. Ас По-разному реагирует на свое и чужое имя.
Др Свободно берет игрушку из разных положе­ний, перекладывает из одной руки в другую.
До Переворачивается с живота на спину и со спины на живот, передвигается, переставляя руки, немного ползает.
Ра Произносит отдельные слоги (начало лепета).
Н Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами Небольшое количество жидкости пьет из ча­шки.
7 мес. Др Игрушкой стучит, размахивая бросает.
До Хорошо ползает.
Рп На вопрос «где?» находит взглядом предмет, находящийся постоянно в определенном месте.
Ра Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги.
Н Пьет из чашки.
8 мес. Др Игрушками занимается долго, подражая дей­ствиям взрослого: катает, стучит, вынимает.
До Сам садится, ложится, встает, держась за барьер.
Рп На вопрос «где?» находит несколько предметов на постоянных местах, выполняет «ладушки», «дай ручку» и др.
Н Ест корочку хлeбa, которую держит в руке, пьет из чашки, которую держит взрослый.
9 мес. Ас Плясовые движения на плясовую музыку.
Др Действует с предметами по-разному в зависимости от свойств (катает, открывает, гремит и др.).
До Переходит от предмета к предмету, слегка придерживаясь за них руками.
Рп Знает свое имя, находит предметы независимо от их места нахождения.
Ра Подражает взрослому, повторяя за ним слоги (или его манере).
Н Пьет из чашки придерживая ее руками, спокойно относится к высаживанию на горшок.
10 мес. Др Самостоятельно по просьбе выполняет paзличные разученные действия, открывает, вы­нимает, выкатывает и др.
До Влезает на диван, ступеньку, ящик и слезает с них.
Рп По просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы. При заигрывании с ним выполняет различные действия и движения («сорока-воровка», играет в прятки).
Ра Подражая взрослому, произносит за ним слоги, которых нет в его лепете.
Н То же, что и в 9 месяцев.
11 мес. Э Радуется приходу детей. Избирательное отношение к детям.
Др Овладевает новыми движениями и выполняет их по слову взрослого: накладывает, снимает, надевает кольца.
До Стоит самостоятельно, делает первые шаги.
Рп Первые обобщения в понимаемой речи (по слову находит мяч, все машины и пр.).
Ра Произносит первые слова (дай, на, ав, па и др.).
12 мес. Аз Узнает на фотографии знакомого взрослого. Различает предметы по форме (кирпичик от кубика).
Э Протягивает другому ребенку игрушку, сопро­вождая это смехом и лепетом. Ищет игруш­ку, спрятанную другим ребенком.
Др Выполняет самостоятельно разученные дей­ствия с игрушками. Переносит действия с одного предмета на другой (всех водит, кор­мит, баюкает).
До Ходит самостоятельно, без опоры.
Рп Понимает слово «нельзя», выполняет поруче­ния.
Ра Легко подражает новым, словам, произносит до 10 облегченных слов.
Н Самостоятельно пьет из чашки (берет ее ру­ками, ставит на стол).

Аз – анализатор зрительный; Ас – анализатор слуховой; До – движения общие; Др – движения руки; Ра – речь активная; Рп – понимание речи; Э – эмоции; Н – навыки;

И – игра; Изо – изобретательская деятельность; К – конструктивная деятельность;

С – сенсорное развитие.


Таблица 7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: