(Н.М. Шелованов, М.О. Кистяковская, С.М. Кривина, Э.Л.Фрухт)
| Воз-раст | Показатель | Уровень развития |
| дней | Аз | Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение). |
| 18-20 дней | Аз | Удерживает в поле зрения неподвижный предмет. |
| Ас | Успокаивается при сильном звуке. | |
| 1 мес. | Аз | Сосредоточивает взгляд на неподвижных предметах, появляется плавное прослеживание движущегося предмета. |
| Ас | Прислушивается к звуку, голосу взрослого. | |
| Э | Первая улыбка на разговор взрослого. | |
| До | Лежа на животе, пытается поднимать голову и ее удерживать. | |
| Ра | Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним. | |
| 2 мес. | Аз | Длительное зрительное сосредоточение на лице взрослого или неподвижном предмете. Длительное слежение за движущейся игрушкой или взрослым. |
| Ас | Ищущие повороты головы при длительном звуке, поворачивает голову в сторону взрослого. | |
| До | Лежа на животе, приподнимается и непродолжительно удерживает голову. | |
| Э | Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним. Длительное зрительное сосредоточениенадругом ребенке. | |
| Ра | Повторно произносит отдельные звуки. | |
| 3 мес. | Аз | Сосредоточение в вертикальном положении на лице говорящего с ним взрослого или игрушке. |
| Э | Комплекс оживления при общении с ним. | |
| До | Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. При поддержке под мышки крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах, удерживает голову в вертикальном положении (на руках взрослого). | |
| Др | Случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью. | |
| 4 мес. | Аз | Узнает мать, радуется |
| Ас | Поворачивает голову и находит глазами невидимый источник звука. | |
| Э | Громко смеется в ответ на обращение.Вовремя бодрствования часто и легко возникает комплекс оживления. Ищет взглядом ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему. По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии. | |
| Др | Рассматривает и захватывает висящую игрушку. | |
| До | То же, что и в 3 месяца, но ярче выражено. | |
| Ра | Гулит. | |
| Н | Придерживает рукой бутылочку или грудь матери. | |
| 5 мес. | Аз | Отличает близких людей от чужих (по-разному реагирует). |
| Ас | Узнает голос матери, различает строгую и ласковую интонации. | |
| Др | Четко берет игрушку из рук взрослого, удерживает ее в руке. | |
| До | Долго лежит на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается, устойчиво стоит при поддержке. | |
| Ра | Певуче гулит. | |
| Н | Ест с ложки густую или полугустую пищу. | |
| 6 мес. | Ас | По-разному реагирует на свое и чужое имя. |
| Др | Свободно берет игрушку из разных положений, перекладывает из одной руки в другую. | |
| До | Переворачивается с живота на спину и со спины на живот, передвигается, переставляя руки, немного ползает. | |
| Ра | Произносит отдельные слоги (начало лепета). | |
| Н | Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами Небольшое количество жидкости пьет из чашки. | |
| 7 мес. | Др | Игрушкой стучит, размахивая бросает. |
| До | Хорошо ползает. | |
| Рп | На вопрос «где?» находит взглядом предмет, находящийся постоянно в определенном месте. | |
| Ра | Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги. | |
| Н | Пьет из чашки. | |
| 8 мес. | Др | Игрушками занимается долго, подражая действиям взрослого: катает, стучит, вынимает. |
| До | Сам садится, ложится, встает, держась за барьер. | |
| Рп | На вопрос «где?» находит несколько предметов на постоянных местах, выполняет «ладушки», «дай ручку» и др. | |
| Н | Ест корочку хлeбa, которую держит в руке, пьет из чашки, которую держит взрослый. | |
| 9 мес. | Ас | Плясовые движения на плясовую музыку. |
| Др | Действует с предметами по-разному в зависимости от свойств (катает, открывает, гремит и др.). | |
| До | Переходит от предмета к предмету, слегка придерживаясь за них руками. | |
| Рп | Знает свое имя, находит предметы независимо от их места нахождения. | |
| Ра | Подражает взрослому, повторяя за ним слоги (или его манере). | |
| Н | Пьет из чашки придерживая ее руками, спокойно относится к высаживанию на горшок. | |
| 10 мес. | Др | Самостоятельно по просьбе выполняет paзличные разученные действия, открывает, вынимает, выкатывает и др. |
| До | Влезает на диван, ступеньку, ящик и слезает с них. | |
| Рп | По просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы. При заигрывании с ним выполняет различные действия и движения («сорока-воровка», играет в прятки). | |
| Ра | Подражая взрослому, произносит за ним слоги, которых нет в его лепете. | |
| Н | То же, что и в 9 месяцев. | |
| 11 мес. | Э | Радуется приходу детей. Избирательное отношение к детям. |
| Др | Овладевает новыми движениями и выполняет их по слову взрослого: накладывает, снимает, надевает кольца. | |
| До | Стоит самостоятельно, делает первые шаги. | |
| Рп | Первые обобщения в понимаемой речи (по слову находит мяч, все машины и пр.). | |
| Ра | Произносит первые слова (дай, на, ав, па и др.). | |
| 12 мес. | Аз | Узнает на фотографии знакомого взрослого. Различает предметы по форме (кирпичик от кубика). |
| Э | Протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это смехом и лепетом. Ищет игрушку, спрятанную другим ребенком. | |
| Др | Выполняет самостоятельно разученные действия с игрушками. Переносит действия с одного предмета на другой (всех водит, кормит, баюкает). | |
| До | Ходит самостоятельно, без опоры. | |
| Рп | Понимает слово «нельзя», выполняет поручения. | |
| Ра | Легко подражает новым, словам, произносит до 10 облегченных слов. | |
| Н | Самостоятельно пьет из чашки (берет ее руками, ставит на стол). |
Аз – анализатор зрительный; Ас – анализатор слуховой; До – движения общие; Др – движения руки; Ра – речь активная; Рп – понимание речи; Э – эмоции; Н – навыки;
И – игра; Изо – изобретательская деятельность; К – конструктивная деятельность;
С – сенсорное развитие.
Таблица 7






