Шкала 1– СС (свойства субъекта самосознания) показывает уровень самосознания.
Первые четыре суждения свидетельствуют о непринятии физического «Я», 5-6 – указывают на
отсутствие идентификации с именем пола, 7 – леность, остальные свидетельствуют о
неадекватной самооценке и уровне нарушений формирования самосознания запущенного ребенка.
Шкала 2 – СО (свойства субъекта общения) определяет уровень сформированности свойств субъекта
общения. Первые два суждения касаются потребности ребенка в притязании, утверждения 5, 6, 7, 20 говорят
о низкой коммуникативной активности ребенка и его неудовлетворенной потребности в общении, в 4, 8, 16, 19
содержатся указания на низкий социальный статус ребенка и его отвержение окружающими. Позиции 13, 14,
15, 21 свидетельствуют о социальной неадекватности ребенка, связанной со слабой социальной рефлексией,
а остальные демонстрируют способы защитно-компенсаторного поведения социально отверженного ребенка.
Шкала 3 – СД (свойства субъекта деятельности) показывает уровень развития свойств субъекта
|
|
деятельности. Суждения 1-9 демонстрируют дисгармонию мотивации учения. 10-16 свидетельствуют о
нарушениях в учебно-познавательной активности ребенка. 17-22 характеризуют несформированность
осознанности и целенаправленности обучения, опирающихся на психологические новообразования
школьного возраста.
Шкала 4 – ОТ (общий уровень тревожности) содержит 22 вопроса, 10 из которых характеризуют семейную
тревожность ребенка. Вторая часть вопросов (12) содержит характеристику тревожности ребенка в школе.
Чем выше балл тревожности, тем больше указаний на отвержение запущенного ребенка референтными
общностями и его социальную дезадаптацию.
Шкала 5 – ВМ (воспитательный микросоциум) также имеет два аспекта.
ВМС — воспитательный микросоциум семьи (15 суждений) и ВМУ – воспитательный микросоциум
учреждения (10 суждений).
В этих суждениям отражается неблагоприятная семейная и школьная атмосфера, отвержение запущенного
ребенка педагогами и родителями, авторитарно-гиперсоциализированный тип отношения к ребенку,
сдерживающий его активность и самовыражение. Общее высокое количество баллов по шкале диагностирует
неблагоприятность социально-педагогической ситуации развития ребенка.
Шкала 6 – ДР (достоинства ребенка) содержит четыре вопроса о ребенке, которые касаются его
положительных качеств и выявляет, знают ли родители, педагоги, что он любит, что он умеет, что он хочет
и какой он. Незаполненность этой шкалы свидетельствует о незнании, отвержении, неприятии,
одностороннем подходе к ребенку со стороны педагогов и родителей.
Социально-педагогическая запущенность диагностируется при наличии совпадений по 1, 4, 5 и одной из
оставшихся шкал (2, 3) либо по всем шкалам. Число совпадений при легкой степени запущенности
составляет 10-25 %, выраженной степени – 25-30% и более. При легкой степени запущенности совпадений
суждений опросника и ответов респондентов группируются в первой трети утверждений.