double arrow

IV. Постановка психологического диагноза и составление заключения

III. Обработка результатов.

II. Проведение объективного психологического обследования ребенка.

На данном этапе предполагается психодиагностическое обследование ребенка на основе запроса, анализа предварительных данных, в соответствии с выдвинутыми гипотезами. Обследование следует начать с беседы, игры, или рисуночного теста, чтобы установить контакт с ребенком, заинтересовать его. Продолжительность обследования зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Чем младше ребенок, тем меньше времени продолжается одно обследование. В среднем продолжительность обследования для детей от 2 до 3 лет составляет 15 – 20 мин., от 3 до 5 лет – 20 – 30 мин., для детей от 5 – 6 лет обследование не должно превышать 40 мин. Продолжительность обследования может зависеть от настроения, самочувствия ребенка, от наличия или отсутствия интереса к исследованию, от его темперамента и др. Во время обследования психолог должен внимательно наблюдать за ребенком и фиксировать в протоколе все ответы, высказывания ребенка, а также особенности его поведения.

Количественная обработка предполагает подсчет баллов, набранных испытуемым, соотнесение результата с нормативным показателем по данному тесту. Качественная обработка включает в себя анализ и интерпретацию полученного результата. На основании количественной и качественной обработки возможно формулирование психологического диагноза.

Конечным результатом психодиагностического обследования является психологический диагноз, который отражается в психологическом заключении. Напомним, что психологический диагноз – это конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психологического обследования. (Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М., 2001)

Л.С. Выготский выделяет три вида психологического диагноза:

1. Симптоматический – или эмпирический – диагноз ограничивается констатацией определенных особенностей, на основании которых строятся практические выводы.

2. Этиологический диагноз учитывает не только наличие определенных особенностей, но и причины их возникновения.

3. Типологический – заключается в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине личности.

Диагноз неразрывно связан с прогнозом, который рекомендуется разбивать на промежуточные этапы и при необходимости проводить повторное обследование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: